Недавно на территории России закрылись магазины одежды испанской сети Inditex group, это Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Women’s Secret, Stradivarius и ZARA. Также больше не работают Mango, H&M, а также салоны косметической продукции SEPHORA (Иль де Ботэ).
Растет количество поступающих вопросов о том, как вернуть качественные и некачественные товары в магазин, если он в связи с введенными санкциями приостановил свою деятельность.
Приостановление или прекращение на территории Российской Федерации деятельности правообладателей иностранных товарных знаков вовсе не означает, что потребители не смогут защитить свои права.
Как правило, реализация брендовых товаров осуществляется уполномоченными индивидуальными предпринимателями или организациями, а это значит, что хозяйствующий субъект продолжает функционировать и самостоятельно обязан отвечать на все требования потребителей по закону.
В случае, если Вами был приобретен товар ненадлежащего качества, то данная ситуация регулируется ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». В ней указано, кто несет ответственность за недостатки товара.
Потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, а также потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, либо незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, и конечно же возврата уплаченной за товар суммы, при отказе от исполнения договора купли-продажи потребитель вправе у продавца либо уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя. Также в установленных законом случаях (п.3 ст. 18) потребитель вправе обратиться к изготовителю, а также импортеру.
Поэтому, в первую очередь, необходимо обратиться с заявлением по адресу российского юридического лица, отвечающего за реализацию приобретенного брендового товара.
Информация о продавце должна быть размещена на вывеске, гарантийном талоне, на кассовом или товарном чеке.
Также информация о сроках и процедуре возврата товаров конкретных брендов размещается на официальных сайтах продавца.
Что касается приобретения товаров в интернет- магазинах, то здесь действуют правила о дистанционной продаже товаров, установленные ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей».
Основное правило, действующее в отношении товаров, приобретенных в интернет-магазине – это право отказаться от покупки и вернуть товар без объяснения причин в течение семи дней с момента его фактической передачи покупателю. Отказаться от заказа до момента доставки можно в любое время.
Покупателю дается 7 дней для того, чтобы доставить не подходящий ему товар в интернет-магазин (пункт доставки/выдачи). Если интернет-магазин не довел в письменной форме (памятка) до покупателя информацию о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то срок, в течение которого покупатель имеет право вернуть товар, увеличивается до трех месяцев. Сейчас многие магазины в связи со сложившейся ситуацией продлевают сроки возврата товаров.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Также множество обращений поступает на отказ иностранных компаний, которые объявили о приостановке деятельности в стране, возвращать деньги за оплаченные подарочные сертификаты. Это является прямым нарушением российского законодательства. С точки зрения закона, компания обязана вернуть средства за карту, так как отказывает в приобретении товара. Часть компаний сообщают, что воспользоваться сертификатами будет возможно после возобновления деятельности на российском рынке. Вместе с тем, подобная практика является незаконной, поскольку в соответствии со ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей» номинал сертификата или остаток непотраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления о возврате».