Возврат денежных средств за онлайн- курс

Популярность различных онлайн продуктов, обучений в современных реалиях растет очень быстро, но не всегда то, что предлагают покупателям, является качественным продуктом. Вы оплатили обучение, начали его проходить и в процессе поняли, что он вам не подходит. Либо еще даже не начали и передумали.

В каких случаях и каким образом можно вернуть деньги, оплаченные за онлайн курс?

По закону онлайн-курсы — это услуга, которая предоставляется в дистанционной форме. Оказание образовательных услуг гражданам регулируется Законом о защите прав потребителей.

Отказаться от услуги заказчик вправе в любой момент вне зависимости от причины (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите прав потребителей) – это право не может быть ограничено договором или пользовательским соглашением, составленным школой.

Будьте внимательны! Онлайн-курсы деловой направленности, обучающие предпринимательской деятельности или ее отдельным аспектам, могут расцениваться как приобретенные в предпринимательских целях и по этой причине не подпадать под действие Закона о защите прав потребителей. А это значит, что в данном случае закон позволяет школе предусмотреть денежную компенсацию за отказ от образовательных услуг в одностороннем порядке (п. 3 ст. 310 ГК РФ). Поэтому, если решили пройти бизнес-тренинг, обязательно предварительно ознакомьтесь с условиями договора на предмет того, предусмотрено ли там такое условие.

Для возврата денежных средств за онлайн-курс важен момент: доступ сразу ко всем материалам вам предоставлен или уроки открываются поэтапно.

  1. Если вы еще не приступили к обучению, деньги можно вернуть в полном объеме.
  2. Если вы получили доступ сразу ко всему курсу, даже если материалы так и не были просмотрены, или прошли весь курс, а потом решили, что он вам не подходит, вернуть деньги будет проблематично, только если вы докажете не качественность курса, для этого нужна экспертиза.

Услуга может считаться некачественно оказанной, к примеру, если: объем программы был существенно уменьшен; содержание программы оказалось иным, чем было оговорено; обучение ведется по устаревшим материалам и программам; уровень (класс) преподавателя ниже заявленного; не было обещанной обратной связи (например, вы оплатили марафон с регулярной обратной связью, однако за все время тренер выходил на связь лишь один раз); был изменен заранее утвержденный график проведения занятий без согласования с учеником, и др.

В подобных случаях применяется п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым заказчик некачественно оказанной услуги вправе потребовать устранить недостатки (при такой возможности) или уменьшить цену оказываемой услуги.

Однако если недостатки не будут устранены или речь идет о существенном недостатке (явном отступлении от условий договора), то вы имеете право отказаться от такого обучения и потребовать возвратить уплаченные средства в полном объеме.

Для того чтобы была возможность сослаться на грубое отступление от договоренностей, рекомендуем до оплаты запросить у школы документ, где будут зафиксированы все основные моменты по конкретному выбранному курсу: программа обучения, уровень преподавателя, график занятий и т.д.

  1. Если же вы прошли часть курса, то возврат может быть произведен пропорционально за не открытые уроки.

Что нужно сделать, чтобы вернуть деньги:

  1. Написать претензию. Изложите суть ваших претензий относительно онлайн курса, иные причины, по которым вы вынуждены вернуть деньги (болезнь, курс потерял для вас актуальность, изменение финансовых обстоятельств). Там же укажите о своем желании расторгнуть договор и получить свои деньги обратно.
  2. Отправьте претензию на электронную почту, а также заказным письмом с уведомлением и описью вложения по юридическому адресу организации или по месту регистрации индивидуального предпринимателя.
  3. По Закону о защите прав потребителей ответ на претензию должен быть дан в течение 10 дней. Требуйте, чтобы ответ был дан в письменном виде, звонки с просьбами передумать и отказами в возврате денежных средств не являются ответами на претензию, имеющими юридическое значение.
  4. В случае отказа или не получения ответа от продавца курса, вы можете обратиться в суд. В суд можно подать по своему месту жительства, а не только по месту нахождения ответчика, что очень удобно.

При обращении в суд потребителем могут быть предъявлены требования о компенсации морального вреда, неустойки за каждый день просрочки, требования о взыскании штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, а также судебные расходы.