Памятка туристу: когда можно расторгнуть договор с туроператором

Лето – пора отпусков, многие стремятся отправиться в путешествие и обращаются к туроператорам с целью приобретения туристского продукта. Но не редко случается так, что по разным обстоятельствам планы меняются, и мы вынуждены отказаться от запланированного отдыха. Что в данном случае делать и как вернуть уплаченные за туристическую путевку деньги?

По общему правилу изменение и расторжение договора возможно только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законом или договором.

Законом предусмотрено право и туриста, и туроператора (турагента) отказаться от договора на реализацию туристского продукта при определенных условиях.

Турист вправе расторгнуть договор при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Также, договор может быть расторгнут по требованию потребителя:

1)  при существенном нарушении договора туроператором.

Турист вправе в одностороннем порядке отказаться от договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Например, к существенным недостаткам будет относиться неисполнение обязательств по оказанию туристу входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению. 

2)  при существенном изменении обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств относятся:

—     ухудшение условий путешествия, указанных в договоре;

—     изменение сроков совершения путешествия;

—    непредвиденный рост транспортных тарифов;

—    невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

3)   в случае возникновения угрозы безопасности жизни и здоровью туристов в стране временного пребывания.

В условиях распространения коронавируса COVID–19 расторжение договора о реализации туристского продукта по данному основанию не редкость.

В случае, если в стране, в которую запланирован тур, возникла угроза безопасности туриста, турист вправе отказаться от туристского продукта.

Список стран, в которых имеется угроза безопасности туриста, установлен запрет на въезд и иные основания, в ежедневном режиме публикуется на сайте Ростуризма http://www.russiatourism.ru/ .

При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия — ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

В случае путешествия в страну, в отношении которой не введен режим угрозы безопасности туристов, но имеются другие обстоятельства, по которым поездка не может состояться (запрет на въезд, аннулирование виз, запрет авиаперелетов и подобное), турист вправе отказаться от услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.

Для возврата денежных средств за туристическую путевку необходимо:

  1. Написать заявление об отказе от договора с указанием основания.
  2. Подать претензию:

—  вручить исполнителю услуг с соответствующей отметкой о получении на Вашем экземпляре заявления;

— в случае, если исполнитель услуги находится в другом городе, направьте претензию почтой заказным письмом с уведомлением о вручении или ценным письмом с описью вложения на адрес туроператора, указанный в договоре. Сохраните почтовые квитанции, уведомления, опись как подтверждение даты отправки.

Своевременное обращение к исполнителю с целью расторжения договора увеличит ваши шансы на возврат денежных средств за тур в полном объеме.

В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

При возникновении вопросов при оказании туристских услуг можно обратиться в Консультационный пункт для потребителей по телефонам 8 (30145) 43726, 8 (9025) 62-31-99 (в рабочее время).