Социальная сфера готовится к цифровой трансформации

Система социальной помощи в России перейдёт в электронный формат и будет работать  по принципу социального  казначейства. Это позволит упростить для людей получение  пенсий, выплат, пособий, компенсаций  без хождения по различным инстанциям, сбора документов и справок.

Для решения этой задачи Правительство РФ утвердило Концепцию цифровой трансформации социальной сферы. В течение пяти лет будет создана единая цифровая платформа, которая позволит  автоматически  предоставлять помощь всем, кто в ней нуждается.

В условиях перехода к цифровой экономике каждое социальное ведомство, предоставляющее госуслуги  гражданам, проводит большую работу по упрощению правил назначения мер социальной поддержки, переводит  в цифровой формат сведения, совершенствует  электронные сервисы и  межведомственное взаимодействие. 

Так, цифровая трансформация является приоритетным направлением  в деятельности Пенсионного фонда РФ.  Проактивное и дистанционное  предоставление госуслуг  по назначению пенсий, социальных выплат, сведений из системы персонифицированного учета,  материнского капитала, а также дистанционное консультирование клиентов, в том числе с применением  искусственного интеллекта, уже в большинстве  случаев  делают  необязательным для граждан посещение клиентских служб ПФР.

В частности, Пенсионным фондом  созданы условия  и организована работа по ведению электронного пенсионного процесса.  Речь идет о назначении пенсий исключительно на основании документов в электронном виде, начиная от приема соответствующего заявления гражданина и заканчивая вынесением решения. Кроме того,  с прошлого года беззаявительно  оформляются  сертификаты  на маткапитал,  СНИЛС на новорожденных детей и ежемесячная денежная выплата при установлении инвалидности.

Упрощение процедур, отказ от бумажных справок стало возможным во многом благодаря использованию сведений, находящихся не только в системе ПФР, но и в государственных информационных системах ФРИ, ЕГР ЗАГС и ЕГИССО.

К  примеру,  в личном кабинете ЕГИССО  граждане могут  ознакомиться  информацией по  уже назначенным ему мерам социальной поддержки. О положенных мерах поддержки  уведомление  приходит  в личный кабинет на портале Госуслуг. Для этого гражданину  нужно подать согласие  об информировании  посредством ЕГИССО по трем  жизненным событиям: рождение ребенка, установление инвалидности и наступление пенсионного возраста. Согласие подается  также через Госуслуги.

Для органов исполнительной  и муниципальной власти  информационная система необходима  для финансового планирования и контроля над бюджетными расходами  на социальную защиту и поддержку населения как по региону в целом, так по каждому муниципалитету в отдельности.  А в ближайшей перспективе на основании сведений ЕГИССО  федеральный центр начнет определять потребность в бюджетных ассигнованиях  для финансирования социальной сферы  по каждому субъекту федерации.

Поэтому задача по своевременной  и полной загрузке информации в ЕГИССО является на сегодня важнейшей для исполнения обязательств в сфере социальной защиты населения и повышения материального благополучия нуждающихся  в помощи жителей республики.

Стоит отметить, что в правительстве Бурятии  понимают  значимость ЕГИССО и потенциал государственной информационной системы. В региональном сегменте системы зарегистрировано 32 поставщика информации. Это министерства,   ведомства, администрации муниципалитетов, а также ВУЗы и колледжи.

Кроме  ПФР, оператора ЕГИССО, загрузку сведений поставщиками информации координирует межведомственная рабочая группа под председательством зампреда правительства республики Вячеслава  Цыбикжапова.  Под его личным контролем  проведен анализ правовых, информационно-технологических и организационных механизмов, связанных  с работоспособностью ЕГИССО.

Так,  полностью решена проблема с несвоевременностью загрузки  поставщиками сведений по назначенным мерам социальной поддержки.  Утверждена форма представления информации и  с 2021 года  поставщики  регулярно загружают сведения в разрезе мер социальной поддержки.

Это  не только ускорит  их назначение. Благодаря актуальным сведениям, при назначении пособий и выплат  граждан больше  не «гоняют» по инстанциям за справками – ведомства берут всю необходимую информацию  в государственных информационных системах  или могут обменяться информацией в рамках межведомственного взаимодействия.   

Кроме того,  сведения из ЕГИССО были успешно использованы  при беззаявительном назначении единовременной выплаты на детей до 7 лет включительно, которая массово выплачивалась Пенсионным фондом в декабре 2020 года по Указу президента РФ № 797.  В ходе подготовки  к выплате фонд произвел автоматическую сверку базы получателей выплаты со сведениями в ЕГИССО, в которой уже содержится актуальная информация о лишении, восстановлении, ограничении и отмене ограничения родительских прав, об опекунах и попечителях, имеющих право на получение мер социальной поддержки, о лицах, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными.

При этом массив сведений из опеки и попечительства был загружен, начиная с 1970 года и по настоящее время. Это стало  возможно также благодаря личному содействию зампреда правительства РБ Вячеслава Цыбикжапова, который   не только организовал оперативную работу  по загрузке информации, но и привлек  к этой работе органы ЗАГС республики, которые восполнили недостающие сведения о лишении родительских прав из своих информационных баз. Сейчас этот массив активно используется и при назначении ежемесячных денежных выплат  из средств материнского капитала,  и  при установлении ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет органами соцзащиты региона.

На муниципальном уровне по направлению работы с ЕГИССО уже складывается  традиция здорового соперничества. А решение отмечать муниципалитеты за полную  и своевременную загрузку информации в систему принято было в ходе  одного из заседаний межведомственной рабочей группы. И вот уже администрация Баунтовского района поделилась  с коллегами своими успешными результатами в организации работы с ЕГИССО. И это очень радует.