О маркировке продукции средствами идентификации

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р «Об утверждении модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ», утверждена модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации, которая определяет базовые принципы и организационную модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации. Базовые принципы предусматривают в том числе идентификацию каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов, создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая участниками системы в процессе жизненного цикла товара и создание Единого каталога товаров России.

Маркировка — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре.

Оператором системы маркировки товаров является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), который генерирует коды, обеспечивает защиту и ведет список всех участников оборота. Кроме того, работает над созданием единого каталога товаров, создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров, каталог товаров — «Честный знак».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» утверждены правила маркировки, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, положение о государственной информационной системе мониторинга (ГИСМ) за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Постановлением установлены:

— порядок маркировки товаров средствами идентификации;

— порядок представления участниками оборота товаров информации для ее включения в информационную систему мониторинга;

— порядок создания и эксплуатации государственной информационной системы мониторинга;

— порядок взаимодействия государственной информационной системы мониторинга с иными информационными системами, а также требования к формированию сведений и их защите.

В государственной информационной системе мониторинга (ГИСМ) регистрируются все этапы оборота маркированных товаров от производства (ввоза) до розничной продажи.

Маркировка товаров осуществляется путем формирования и нанесения кодов маркировки в машиночитаемой форме на товары, упаковку товаров или на иной материальный носитель в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.

Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений лежит непосредственно на участниках оборота товаров.

 Производители обязаны маркировать выпускаемую, выпущенную и/или готовую к реализации продукцию непосредственно при осуществлении производственного процесса или сразу после его завершения – схода с конвейера.

Импортёры обязаны промаркировать продукцию перед тем, как ввозить на территорию РФ – до начала процедуры прохождения таможни.

Продавцы (опт и розница) обязаны маркировать продукцию при следующих обстоятельствах: пересортица, обмен, возврат с испорченным и/или утраченным маркировочным кодом.

Переход на обязательную маркировку проходит поэтапно. Список товаров, подлежащих обязательной маркировке, поэтапно пополняется.

Каждая категория продукции проходит 3 стадии:

  1. Эксперимент.
  2. Обязательная регистрация в системе «Честный ЗНАК».
  3. Запрет немаркированной продукции.

Таким образом, постепенно национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности.