Не верь, не слушай, не плати. Как не стать жертвой мошенников?

У злоумышленников есть техническая возможность подделать любой официальный номер. В последнее время в Селенгинском районе участились случаи мошенничества. Людям звонят по телефону, пишут в социальных сетях. Злоумышленники представляются родственниками, банкирами и даже полицейскими. Доверчивые жители, которых застают врасплох, переводят им большие деньги. Как оградить себя от преступников?

Липовый кредит

Один из самых распространённых видов мошенничества – телефонный. Ирина О. недавно чуть не стала жертвой изощрённого развода злоумышленников. Ей позвонили из якобы коллекторской фирмы. Назвали её персональные и паспортные данные и сообщили: в 2012 году она взяла кредит и не выплачивала его. Сейчас, учитывая проценты, сумма долга больше 150 тысяч рублей. Женщине грозили судом, если она не вернёт деньги.

Вот только Ирина никогда не брала этот кредит и даже не была в названном отделении банка, где якобы оформляла займ (он даже находится в другом городе). Злоумышленники звонили ей каждый день и требовали деньги, продолжали угрожать. Женщина запаниковала. Мошенники, которые поняли, что она попалась на крючок, предложили закрыть дело по-быстрому. Ей сказали, что от неё отстанут и забудут про многотысячный долг, если она переведёт на конкретный счёт 10 тысяч рублей. Гражданка уже хотела отдать деньги – лишь бы коллекторы отстали от неё. Но, к счастью, вовремя опомнилась.

По словам сотрудников полиции уголовного розыска Селенгинского района, подобные ситуации происходят довольно часто. Людей берут на испуг. Мошенники вводят людей в состояние стресса – используют так называемые методы социальной инженерии. Поскольку человеку называют его персональные данные, он начинает верить звонящему и готов исполнять указания. Если же вы не повелись на уловки мошенников, то есть несколько вариантов отделаться от назойливых звонков и освободиться от «кредитов».

«Во-первых, человек может прийти в банк и попытаться выяснить ситуацию: узнать, действительно ли на его имя брали кредит. Если с ним отказываются общаться и предоставлять информацию, нужно обращаться в Центральный банк с просьбой дать информацию из бюро кредитных историй, где хранятся данные обо всех ваших займах. Получить такую информацию каждый может бесплатно.

Запросить данные можно через Единый портал государственных и муниципальных услуг на сайте www.gosuslugi.ru в разделе «Налоги и финансы», подразделе «Сведения о бюро кредитных историй». Для оформления запроса нужны паспортные данные и номер СНИЛС. После вашего обращения Банк России пришлёт в ваш «личный кабинет» информацию о БКИ, в котором хранится история (название, адрес и номер телефона). Получить саму информацию можно будет онлайн или по указанному адресу, предъявив паспорт.

Если в своей истории вы не увидите вменяемого вам кредита, это мошенники. 

Конечно, возникает вопрос: почему же кредитные организации так плохо следят за сотрудниками? Эксперты Центробанка уверяют, что система безопасности в финансовых организациях надёжна, но не может предусмотреть всего. Несмотря на закон о банковской тайне, некоторые сотрудники его нарушают: ухитряются добыть персональную информацию и передать мошенникам.

Надо трепетно относиться к своим персональным и паспортным данным.  

Лжесотрудник на проводе

Мошенники сегодня действуют самыми оригинальными способами. Некоторые случаи доходят до абсурда. К примеру, один лжебанкир отправил гражданке в банк ради наживы в 150 тысяч рублей.

Девушке позвонила якобы сотрудница банка. Она заявила, что ей надо подтвердить безналичный перевод на сумму 7 тысяч рублей. Гражданка ответила, что не совершала такой операции. Тогда лжесотрудница назвала паспортные данные девушки и попросила её продиктовать реквизиты карты, а затем поступивший на телефон код – для отмены перевода. После позвонил другой лжебанкир. Он подтвердил отмену операции и заявил, что теперь нужно обналичить все деньги и положить их в другой банк (якобы более надёжный) во избежание мошеннических атак. Она доехала до банка и сняла 150 тыс. руб. После этого, она положила всю сумму на указанный счёт мошенниками. А затем отправила мошеннику фотографию чека о зачислении средств. Потом пришло «успокоительное» СМС: «Ваши деньги в безопасности». О том, что она стала жертвой мошенников, девушка осознала только спустя несколько часов. Она обратилась в полицию, но поймать телефонных мошенников крайне сложно.

Как же отличить реальных банкиров от лживых? Сбросьте входящий звонок. Найдите на своей банковской карте номер телефона, указанный для звонков клиентов, и наберите его. Объясните ситуацию и попросите дать реальную картину: либо с вашей карты действительно хотят сделать незаконную операцию, либо вам только что звонили мошенники.

Обратите внимание: у злоумышленников есть техническая возможность подделать любой официальный номер. К примеру, на экране может высветиться реальный телефон отделения вашего банка. Но это лишь видимость.

Мошенники умудряются одурачить даже тех, кто продаёт свои вещи на специальных сайтах. К примеру, вы разместили в Интернете объявление о продаже старого телевизора. Злоумышленники звонят и говорят, что готовы купить технику. Сейчас подъехать не могут, но хотят заплатить. Они просят продиктовать реквизиты вашей карты, чтобы перевести деньги. Ни в коем случае не верьте и не называйте данные.

Также в последнее время участились случаи мошенничества в социальных сетях. Схема простая – аккаунт пользователя взламывают и от его имени рассылают друзьям сообщения с просьбой перечислить деньги. Причём причины называют разные – семейные проблемы, нехватка денег, заболела мама. Или же просят помочь друзьям или родственникам, оказавшимся в сложной ситуации. В сообщениях называют номер карты или счёта, куда просят перевести средства.

Злоумышленники пользуются тем, что большинство пользователей социальных сетей не перепроверяют информацию, которая приходит от их друзей. Как показывает статистика, чаще всего жертвами такого мошенничества становятся работающие женщины в возрасте от 25 до 40 лет.

Оперуполномоченный отдела уголовного розыска

Утенков А.И.