Бесплатная демонстрация товара. Будьте осторожны!

В настоящее время широко распространенными стали ситуации следующего рода. Потребителя приглашают на бесплатную демонстрацию товара или презентацию услуги (туристической услуги, косметологической или спа-процедуры с использованием ультра-современной брендовой косметики и т.п.) либо же предлагают провести такую демонстрацию у него дома (например, провести чистку ковров или мебели в квартире).

 

Во время проведения подобной демонстрации продавец (исполнитель) описывает многочисленные положительные свойства соответствующего товара. При этом, как утверждают те, кто участвовал в таких демонстрациях, во время проведения демонстрации товара используются различные манипулятивные техники, позволяющие настроить человека на приобретение демонстрируемого товара. Сам же товар (будь то косметика, пылесос или что-то иное), как правило, является дорогостоящим. Поскольку соответствующей суммы денег потребитель при себе не имеет, ему предлагается заключить кредитный договор под высокий процент. Не вполне осознавая происходящее, многие заключают такие договоры, однако впоследствии жалеют: оказывается, что косметика не подходит потребителю и вызывает раздражение, шелушение и зуд, пылесос слишком шумен, неповоротлив и неудобен, достаточных средств для погашения кредита нет.

Поскольку периодически такие ситуации повторяются и приобретают массовый характер, предлагаем всем потребителям обратить внимание на следующее.

С осторожностью отнеситесь к самому приглашению на бесплатную демонстрацию товара или процедуру.

Особо Вас должна насторожить просьба взять с собой паспорт. Если Вы не получили внятного ответа на вопрос, зачем это необходимо, стоит задуматься о том,  насколько эта услуга Вам нужна, и доверяете ли Вы ее исполнителю.

Попробуйте узнать, откуда продавец (исполнитель) получил Ваши контактные данные, ведь зачастую в подобных ситуациях к Вам обращаются по имени-отчеству. Прежде чем пойти на процедуру, свяжитесь с человеком, который дал Ваш номер телефона салону-красоты, продавцу и т.п.,  узнайте его впечатления от процедуры.

Не бойтесь отказаться от ненужной покупки.

Если Вам настойчиво предлагают приобрести демонстрируемый товар, убеждая в его особых, удивительных и оригинальных свойствах, не бойтесь отказаться от покупки: ведь Вы пришли лишь посмотреть и опробовать предлагаемый товар и не имели намерения что-то покупать. Попросите предоставить Вам время, для того чтобы оценить необходимость для Вас данного товара и возможность его приобретения, посоветоваться с мужем (мамой, подругой и т.п.), понять, подходит ли Вам предлагаемый товар (особенно если речь идет о косметике).

Очень часто потребители жалуются на то, что их сознание в момент покупки было затуманено, в том числе под воздействием расслабляющей музыки и напитков. Если у Вас создалось впечатление, что Вами манипулируют, используя для этого специальные приемы, пожалуй, следует воздержаться от предлагаемых еды и напитков, и быть предельно внимательным.

 

Что же делать, если Вы все-таки «попались на удочку» умелого продавца, однако впоследствии осознали свою ошибку? Можно ли вернуть приобретенный товар обратно, получив назад уплаченную денежную сумму?

В первую очередь, следует учитывать, что отношения между покупателем и продавцом основаны на принципе свободы договора. И если Вы вступили в договорные отношения, подписали договор, а продавец передал Вам товар, т.е. исполнил свою часть обязательства, то и Вы должны исполнить свои обязанности, уплатив установленную договором денежную сумму. И если в момент покупки товар Вам нравился, а условия его приобретения казались вполне приемлемыми и лишь впоследствии показались чересчур обременительными, оснований для расторжения договора и возврата денег нет.

Тем не менее расторгнуть заключенный договор в подобной ситуации можно в следующих случаях:

— в связи с нарушением права потребителя на необходимую и достоверную информацию о товаре, работе, услуге;

— в связи с нарушением права потребителя на качество товара.

При нарушении любого из указанных требований, потребителю следует обратиться к продавцу с претензией. В претензии должны быть указаны обстоятельства, при которых была совершена покупка, информация о том, в чем, по мнению потребителя, состоит нарушение, а также требование о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченных денежных средств. В случае, если в течение десяти дней с момента предъявления данного требования оно не удовлетворено, следует обратиться в суд.

В связи с тем, что очень часто в подобных ситуациях товар приобретается в кредит, необходимо также учесть еще одну важную деталь. Договор купли-продажи и кредитный договор – два самостоятельных договора, два самостоятельных обязательства.

Поэтому нарушение продавцом требований закона к качеству товара или непредоставление необходимой информации о нем не отменяет обязанность потребителя погасить кредит. В случае просрочки внесения платежей на потребителя будет возложена ответственность за это согласно кредитному договору. Однако если впоследствии будет установлено нарушение прав потребителя по договору купли-продажи, с продавца могут быть взысканы уплаченные по кредиту проценты.

Согласно ч. 6 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» (в ред. от 21.12.2013 г.) в случае возврата товара ненадлежащего качества, приобретенного потребителем за счет потребительского кредита (займа), продавец обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму, а также возместить уплаченные потребителем проценты и иные платежи по договору потребительского кредита (займа).