В условиях Сибири, где климат резко-континентальный, природа имеет капризный характер и крутой нрав. Редкий период времени может быть предсказуем и подражаем другому периоду.
Весна 2018 года также не имела особых отличий, и больших надежд на скорую оттепель не давала. Как обычно первая половина марта характеризуется сильными ветрами и зачастую бывает с порывистыми снежными буранами.
Зима была довольно-таки снежная, и вдоль дорог и заборов образовались внушительные сугробы, которые под воздействием солнечных лучей и ветра незаметно для окружающих стали приобретать грязноватый оттенок. Только некоторые из них, которые схоронились в тени деревьев и домов, по утрам сохраняли синеватый оттенок, и ко второй половине дня в хорошую погоду становились бесцветно-белыми.
Вначале второй половины месяца природа стала хмурить небо и готовить сюрприз. Небо незаметно стало затягивать вначале лохмотьями темных тяжелых туч, а затем сплошь окрасилось в темный цвет и стало как будто бы ниже. Природа на время замерла, и повалил снег, вначале не так плотно, но в течение одного часа вся округа пришла в движение. Казалось, что тысячи мотыльков враз стали кружить и падать на землю. Плавно ложась, они тихо укрывали землю невесомым пышным одеялом, скрадывая изъяны ее поверхности.
Снег валил два дня, нагоняя тревогу на животноводов и работников дорожных служб. Зима явно не желала уступать свои полномочия и для большей убедительности решила замести все дороги и нарастить сугробы. Сильный ветер выл и стонал всю ночь, ломал деревья и срывал крыши, наметал огромные сугробы и до блеска шлифовал прозрачный лед озера.
Однако утро третьего дня выдалось тихим и почти безветренным, ничто не напоминало ночной кошмар, лишь слегка заметенные обломанные ветки тополя и обломки шифера указывали на буйство стихии.
Для сотрудников ОМВД наступала горячая пора — приближались очередные выборы. Большая часть сотрудников была уже задействована, и вся тяжесть службы ложилась на оставшихся. Как говорится, каждый работал за троих.
Не обошла эта участь и Василия, который через день заступал на дежурство. Этот день прошел сравнительно спокойно, не считая нескольких правонарушений и одного преступления, которое было раскрыто по горячим следам.
Василий, используя затишье, занимался оперативными делами и в душе радовался, что дежурство проходит без особых происшествий. За окнами отдела стояла глубокая ночь, однако хриплый голос дежурного громко разорвал ночную размеренную тишину, и все надежды на покой лопнули как мыльный пузырь. По тревожному голосу из селекторной связи не трудно было догадаться, что совершено непростое преступление и следственно-оперативной группе необходимо срочно выезжать на место преступления.
В течение нескольких минут группа была готова к выезду. Сотрудник дежурной части сообщил, что получена информация о том, что на одной из дач, находящейся за озером, совершено убийство двух граждан. По имеющимся сведениям, предполагалось, что убийца может находиться на месте происшествия, в связи с чем, необходимо было срочно задержать подозреваемого.
Однако не все было так просто, как могло показаться, снежные бури сделали свое дело и практически замели все проселочные дороги, особенно в тех местах, где ветер имел просторы разгуляться. На открытых просторах он безраздельно господствовал, свирепо ревел, обрывая провода и выламывая деревья, заметал овраги и дорожные просветы.
Группа, в состав которой входило шесть сотрудников, в том числе: оперативник, следователь, эксперт, дежурный от руководства и начальник уголовного розыска, была уже готова к выезду, спешно рассаживалась в дежурный автомобиль УАЗ, который ожидал с заведенным двигателем. Все коротко перекидывались словами. Перед тем как тронуться возник вопрос, каким маршрутом ехать. И так как необходимо было спешить, а объездная дорога со слов дежурного была занесена сугробами, оставался путь через озеро, сопряженный с повышенной опасностью. Отечественный автомобиль «Буханка» резво бежал по пустынным, местами заснеженным улицам городка.
Проскочив по переулку, переехав торосы, машина плавно пошла по льду.Вниманию наших спутников представилась жутковатая картина. Глядя на освещенный фарами прозрачный лед, складывалось впечатление, что автомобиль проезжает над зловещей темной пропастью, на реальность указывали только пересекающие трещины и редкие снежные наносы. Кто-то из сотрудников неуверенно предложил ехать другим путем, однако предложение не поддержали, и группа продолжила движение.
Василий так же ощутил тревогу, осматривая ледовую переправу и тщетно пытаясь определить направление движения автомобиля. Но видимость заканчивалась в нескольких десятках метров. В предутренней темноте на озеро зловеще наползал серо-грязными лохмотьями призрачный туман, который пригибал сноп освещения фар к ледовой глади. В салоне машины становилось теплее, что расслабляюще подействовало на попутчиков, а усталость незаметно стала перерастать в дремоту. Василий принял более удобную позу, и успокоенное сознание стало окутывать сном.
Уже в полусне его сильно швырнуло, и кто-то с неведомой силой припечатал его к стенке борта. Какие-то предметы и инструменты с грохотом падали на пол. За бортом автомобиля раздался страшный скрежет, после чего все смолкло… только звук хлюпающей воды над погружающейся выхлопной трубой напоминал, что двигатель еще работает. Из кабины раздался тревожный крик:«Всем срочно покинуть машину!», и уже несколько голосов стали выкрикивать: «Что случилось?Где мы?!».
Вдруг нос машины клюнул вниз, и в салоне стало еще темнее. Кто-то пытался открыть дверь, которую намертво заклинило от удара, секунды быстро перерастали в минуты, а четверо сотрудников, закованные в металлический каркас, стремительно погружались в черную ледяную полынью. Уже по колено в студёной воде группа пыталась прорвать блокаду, ответственный от руководства пытался пробить стекло кулаком, водитель же что-то бессильно кричал уже за бортом.
Василий, осознавая, что выплыть в зимней одежде будет сложно, быстро скинул куртку и портупею с табельным оружием. Автомобиль стремительно погружался, все больше кренясь на кабину.Мелькнула мысль, что, возможно, это его последние минуты, и стало тревожно за малолетних детей. Эксперт Дугар сильно ударился об столик, но времени осматривать раны не было, какое-то время он находился в шоке. Быстро оценив ситуацию, Дугар стал лихорадочно обдумывать пути выхода из этой западни, и в какой-то момент его обожгла мысль: должен быть аварийный выход! Эта догадка подкинула его на ноги, и он стал на ощупь обследовать крышу салона. Уже по пояс в воде он ухватился за откидной рычаг и с силой вытолкнул люк, который податливо отскочил. Это был единственный путь, которым можно было воспользоваться в ближайшие секунды, в противном случае, при погружении автомобиля, вода хлынет через отверстие люка, и шансы на спасениебудут сведены к нулю.
Василий покидал салон, когда на поверхности оставалось полметра задней части «буханки», передняя часть была уже в воде. Оттолкнувшись от крыши, Василий прыгнул, ориентируясь на голос, указывающий место его спасения в темноте, но мокрая одежда сковала движение, и, оказавшись в воде, он еле успел ухватиться за край льдины. Выбравшись с помощью коллег на лед, обессиленный Василий, все еще не понимая, что он на краю пропасти, непроизвольно глянул в полынью, где льдины, всплывая, закрывали от глаз затонувший автомобиль, который сиротливо все еще освещал глубоко на дне водоросли. Убедившись, что все находятся в здравии, сотрудников охватил восторг и эйфория, но радость была преждевременной, до ближайших домов было более трех километров, а двадцатиградусный мороз за несколько минут из теплой одежды сделал обжигающие, тяжелые, металлические доспехи.
Быстро сориентировавшись по светлому зареву со стороны ГРЭСа, группа бросилась бежать в сторону берега, на ходу пытаясь реанимировать намокшие средства связи. У Василия оказался портативный карманный фонарик и телефон «кирпичик». Все современные телефоны не подавали признаков жизни, а устаревший «кирпичик» после недолгих уговоров и молитв группы издал писк связи, вселив надежду на помощь из отдела. Василий коротко успел сообщить о происшествии, и «кирпичик», исполнив последнюю просьбу хозяина, окончательно умолк. Группа пыталась бежать, однако особой резвости не наблюдалось, мерзлая одежда мерзко хрустела и затрудняла движения. Спустя какое-то время, находясь уже на берегу, уставшие замерзающие люди увидели стремительно приближающиеся огни, это была своевременно подоспевшая помощь коллег.
На сегодня, можно смело назвать это вторым рождением ребят, которые исполняя свою непростую работу, нередко подвергают свои жизни опасности.
В завершение хотелось бы оградить население от опасности, связанной с выездом на хрупкий и ненадежный весенний лед. Необходимо помнить, что любая поездка по весеннему льду сопряжена с колоссальной опасностью.
Председатель ОС при ОМВД России по Селенгинскому району Б.П.Санжиев