Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории Селенгинского района Республики Бурятия

Опубликовывается органом муниципального земельного контроля во исполнение требований ст. 8.2. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В качестве уполномоченного лица на осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Селенгинский район Республики Бурятия определен – Комитет по имуществу, землепользованию и градостроительству Селенгинского района администрации муниципального образования (далее Комитет). В целях осуществления муниципального земельного контроля Комитет организует и проводит:

  1. плановые и внеплановые проверки в форме документационной и (или) выездной проверки;
  2. мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований;
  3. мероприятия по контролю без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений: — плановые (рейдовые) осмотры земельных участков. Федеральным законом от 13.07.2015 года № 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании которого с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона, Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» до 31 декабря 2020 года Законом введены «надзорные каникулы» для субъектов малого предпринимательства.

В целях исполнения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства за 2 полугодие 2019 г. проведены две проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Бурятский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук – 2 участка, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» – 1 участок). По результатам проверок выявлены нарушения требований земельного законодательства ст. 42 Земельного кодекс РФ, в части использования земельных участков не по целевому назначению в соответствии с категорий земель. Выданы предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации – 3.

К мероприятиям по профилактике нарушений требований земельного законодательства в соответствии со ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ относится информирование по вопросам соблюдения требований законодательства путем опубликования на официальном сайте администрации муниципального образования Селенгинский район указанных требований, обобщенной практики осуществления контроля с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений и рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься участниками земельных отношений в целях недопущения таких нарушений. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

1) при получении от юридических лиц и граждан сведений, свидетельствующих о наличии признаков нарушения обязательных требований;

2) при получении от юридических лиц и граждан сведений о возникновении угрозы причинения либо причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;

3) при получении от юридических лиц и граждан сведений об угрозе либо возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе проводимых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

С 01.01.2017 года вступили в силу положения ст. 8.3 Закона № 294-ФЗ, в соответствии с которыми к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами, относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа муниципального земельного контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержание таких заданий на территории муниципального образования Селенгинский район определен административным регламентом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории Селенгинского района.

Статья 42 Земельного кодекса РФ устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Статья 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственника, арендатора и других правообладателей проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. В целях недопущения таких нарушений, участники земельных отношений должны проводить деятельность, направленную на сохранение земель как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранять достигнутый уровень мелиорации.

В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН, указывается правовой режим земельного участка, а именно его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельному участка. За данный вид нарушения, т.е. не использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) установленным разрешенным использованием, предусмотрена ответственность ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

2) невыполнение или не своевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 8.7. КоАП РФ.

3) не использование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи ст. 8.8 КоАП, предусмотрена ответственность ч.2 ст. 8.8 КоАП РФ.

4) использование земельного участка лицами, не имеющими предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, согласно ст.7.1. КоАП РФ является административным правонарушением самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества, либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.

Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости. Структурное подразделение, — Комитет, осуществляющее муниципальный земельный контроль на территории Селенгинского района проводит консультации и разъяснения по вопросам использования земельного законодательства в по телефону 8(30145) 44-111 и по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, город Гусиноозерск, улица Пушкина, дом 12, каб. 104, в рабочее время.