Рассмотрении выписок из актов освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы иностранных государств

Позиция Фонда по данному вопросу согласована с Минтрудом России и доведена до отделений ПФР письмом от 13.01.2015 № ЛЧ-25-26/76.

В отношении вопроса о применения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 в целях пенсионного обеспечения рассматриваемой категории граждан следует отметить, что предметом Конвенции является сотрудничество государств-участников в области оказания учреждениям юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

При этом исходя из сформированной судебной практики по реализации прав граждан с учетом статьи 13 Конвенции, суды[1] при вынесении решений руководствуются следующим.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и иностранными государствами о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты инвалидов, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении дела норм права иностранного государства, на территории Российской Федерации.

Согласно статье 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993, данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

Такое право возможно только в соответствии с соответствующими международными договорами (соглашениями).

Учитывая, что Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании правил признания граждан инвалидами и, принимая во внимание, что порядок признания граждан инвалидами в иностранных государствах и в Российской Федерации может быть различным, медико-социальная экспертиза гражданина, переехавшего в Россию, должна проводиться в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена до распада СССР на территории республик, входивших в состав Советского Союза).

Изложенное следует учитывать при оспаривании в судах требований, предъявляемых гражданами к территориальному органу ПФР.

 

 

 

comments powered by HyperComments