Советы потребителю

Когда случаются неприятности, т.е. нас обманули при покупке, техника сломалась, чек потерялся, а продавец нахамил, тогда мы судорожно вспоминаем, что есть некий Закон «О защите прав потребителей» и бросаемся под его защиту. Но отстаивание своих прав – дело хлопотное, дорогое, нервное и не всегда приводящее к нужному результату. Чтобы реже попадать в неприятные ситуации давайте изучать Закон не после посещения магазина и приобретения дорогой вещи, а до того.

Когда физическое лицо переступает порог магазина, фирмы или рынка с целью купить или заказать какой-то товар для личных, семейных, домашних нужд, то это лицо автоматически становится потребителем. Более того, вы являетесь потребителем, и вас защищает Закон, даже если вы только имеете намерение заказать или приобрести товар, поэтому отказ продавца отвечать на интересующие вас вопросы о свойствах товара уже считается нарушением ваших потребительских прав. Но потребителем является не только тот, кто хочет приобрести или уже приобрел определенный товар, но и тот, кто будет пользоваться этим товаром. Если фирма подарила своему сотруднику некий бытовой прибор, например, при уходе человека на заслуженный отдых, то новоявленный пенсионер является потребителем и может защищать свои права.

Практически каждый покупатель знает, что он может поменять купленный и исправно функционирующий товар (конечно, не продукт питания) в течение 14 дней, не считая дня его покупки, если не подошла форма, габариты или комплектация. В этом случае товарный или кассовый чек, а также сохранность товарного вида, пломб, фабричных ярлыков обязательны. Если аналогичного товара уже нет в наличии, вам обязаны вернуть деньги или обеспечить обмен, когда поступит следующая партия.

Но не все так просто. Существует Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 « Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

Во-первых, в этом Постановлении указаны особенности продажи разных категорий товаров. Поэтому грамотному потребителю желательно внимательно изучить весь этот документ.

Во-вторых, дан сам перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые нельзя обменивать просто потому, что вам не понравился цвет, форма или размер. Среди большого списка присутствуют «технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Это значит, что бытовые приборы, конечно, если в них нет никаких дефектов и недостатков, по Закону вы возвратить или обменять не можете. И если в каком-то магазине вам идут навстречу и меняю черный чайник на серебристый, то стоит сказать за это «спасибо» доброму продавцу.

Совсем по-другому ведут себя продавцы и покупатели, когда речь идет о возврате или замене товара с недостатками. Тут уже и продавцы перестают быть добрыми, и покупатели заметно нервничают.

Итак, если вам продан товар ненадлежащего качества, и вы об этом не были поставлены в известность продавцом, то вы вправе потребовать:

1. Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление;

2. Соразмерного уменьшения покупной цены;

3. Замены на товар аналогичной марки;

4. Замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены;

5. Расторжения договора купли-продажи.

По требованию продавца и ЗА ЕГО СЧЕТ потребитель должен возвратить товар с недостатками. Правда, не стоит везти сломавшуюся кофеварку в такси, петляя по городским улицам, такой счет вам вряд ли оплатят, но вот почтовые пересылки обязаны оплачивать производители или продавцы.

Самое интересное и важное, но и вызывающее больше всего споров положение звучит так: «отсутствие кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара. Однако, данное положение не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Это условие продавцы стараются «забыть», но вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены другие документы, подтверждающие факт оплаты, например, гарантийный тало
н с отметкой об уплате, свидетели покупки и т.д.

Так что шанс без чека сдать товар обратно и выиграть соответствующее дело в суде есть. Но это всего лишь «шанс». При общей занятости, нехватке времени и патологической боязни всего, что связано со словом «свидетель» в нашей стране, будет очень трудно доказать факт покупки! Поэтому храните чеки в течение всего срока службы прибора.

Можно разговаривать с продавцом и устно, но, если вы не исключаете возможности подачи иска в суд, то лучше письменно написать претензию, причем в двух экземплярах. Один вы отдаете продавцу, на другом, который остается у вас, представитель фирмы-продавца должен поставить дату приема заявления, подпись и печать магазина. Обязательно настаиваете на выполнении этого требования, чтобы у вас на руках были все доказательства.

Ругаться в любом случае не требуется, прежде всего, это ведет лишь к ответной брани и четкой защитной реакции продавца. Конечно же, продавец покажет вам уйму бумаг, согласно которым он действует, но помните, что любой договор, даже подписанный вами, недействителен, если он противоречит законодательству.