Возраст  установления социальной пенсии по старости, предусмотренная статьей 11 Федерального № 166-ФЗ

Пример №1.  В территориальный орган ПФР в декабре 2018 года за установлением социальной пенсии по старости обратился гражданин Российской Федерации, достигший возраста 65 лет. В связи с отсутствием в распоряжении территориального органа ПФР сведений о постоянном проживании на территории Российской Федерации гражданину даны соответствующие разъяснения. 16.01.2019 гражданин представил паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации с 16.01.2019.

Пример №2.   Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 65 лет в 2018 году, обратился 09.01.2019 за установлением социальной пенсии по старости. Заявителем представлен паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства 09.01.2019.

 

В соответствии с положениями  указанной  статьи право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации нетрудоспособные граждане.

Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства.

С 1 января 2019 года в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 166-ФЗ в редакции Федерального закона № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» право на социальную пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшие указанного возраста.

Таким образом, в отличие от действовавших до 1 января 2019 года норм Федерального закона № 166-ФЗ, предусматривавших назначение социальной пенсии по старости по достижении возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), возраст выхода на социальную пенсию по старости повышен на 5 лет (с учетом его поэтапного увеличения).

Вместе с тем пунктом 2 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ предусмотрено сохранение в отдельных случаях права на пенсию по старости по достижении возраста, предусмотренного нормами, действовавшими до 1 января 2019 года.

Так, согласно названному пункту за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ, сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 350-ФЗ.

В этой связи исходя из данной нормы лицам, достигшим до 1 января 2019 года возраста, дающего право на  социальную пенсию, сохраняется право на социальную пенсию без учета изменений о повышении возраста.

В ситуации указанной в первом примере гражданин Российской Федерации, достигший в 2018 году возраста 65 лет, обратился за установлением социальной пенсии по старости в декабре 2018 года, т.е. в рамках действовавшего до 1 января 2019 года  правового  регулирования. Вместе  с  тем   реализовать право  на назначение социальной пенсии по старости в декабре 2018 года он не мог, поскольку отсутствовал документ, подтверждающий его постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Сведения о постоянном проживании на территории Российской Федерации представлены гражданином не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с регистрацией по месту жительства на территории Российской Федерации с 16.01.2019 социальная пенсия по старости ему может быть назначена со сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 166-ФЗ, т.е. с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.

Учитывая изложенное, гражданину, указанному в первом примере, социальная пенсия может быть установлена с даты регистрации на территории Российской Федерации.

Что касается второго примера, то гражданин также достиг возраста 65 лет в 2018 году, но обратился за назначением социальной пенсии по старости 09.01.2019. Зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации с 09.01.2019.

Поскольку данный гражданин достиг возраста, дающего  право на назначение социальной пенсии по старости в декабре 2018 года, вопрос его пенсионного обеспечения может быть решен в рамках пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ,  т.е. социальная пенсия может быть назначена без учета изменений, внесенных указанным  Федеральным законом.

Таким образом, гражданину во втором примере социальная пенсия по старости может быть установлена  с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, т.е. с 09.01.2019.