Резолюция круглого стола «Честная продукция: проблемы качества продукции на потребительском рынке Республики Бурятия»

Продукты питания должны соответствовать определенным требованиям качества. Для них критерии особо строгие. Это обусловлено тем, что продовольственные товары более тесно связаны со здоровьем человека, по сравнению с другими видами продукции.

Проблема качества и безопасности пищевых продуктов, предотвращения возможных заболеваний, обеспечения охраны здоровья граждан РФ в настоящее время становится все более актуальной.

С введением Россией продовольственного эмбарго выяснилось, что, оставшись без конкурентов извне, отечественные производители не смогли одновременно увеличить количество товаров и их качество.

Доля импортируемых ингредиентов в их продукции все равно остается высокой, и в связи с высоким курсом доллара продукция дорожает.

Эксперты объясняют падение качества товаров                                             желанием

производителя не допустить роста цен. При этом, производители продуктов питания явно стали использовать более дешевые и менее качественные ингредиенты.

Одно из самых частных нарушений на продовольственном рынке Бурятии — применение вместо натуральных молочных жиров растительных заменителей.

С недавних пор недобросовестные производители научились удешевлять производство с помощью говяжьего жира — он дешевле пальмового и содержит те же ДНК что и коровье, из-за чего фальсификат выявить, возможно, только в лабораториях Россельхознадзора.

Мясо занимает вторую позицию в производстве мясных изделий. Одним из распространенных обманов считается замена животного белка в продукте на более дешевый растительный. Вместо мясо используют мясокостную муку, которую получают из отходов мясной промышленности.

Наряду с намеренным введением потребителей в заблуждение относительно свойств и происхождения продукции, снижения пищевой и биологической ценности, производства и реализации фальсифицированной продукции способствует также недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке, в результате чего добросовестные производители оказываются в невыгодном положении.

 

Особое внимание органы власти Республики Бурятия должны уделить организации работы по поэтапному переходу на бесплатное горячее питание для младшеклассников, при этом школы должны быть обеспечены необходимым оборудованием и качественными продуктами.

Кроме того, должно быть обеспечено создание в школах инфраструктуры, необходимой для организации бесплатного здорового горячего питания.

По итогам работы участники круглого стола считают целесообразным рекомендовать:

1 Органам, уполномоченным на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов Управлению Роспотребнадзора по Республике Бурятия, Управлению Россельхознадзора по Республике Бурятия:

1.1.            Продолжить работу по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по производству и обороту пищевой продукции.

1.2.            Совместно с общественными организациями, в рамках своих полномочий, усилить работу по выявлению и пресечению незаконного производства и оборота некачественной пищевой продукции на территории Республики Бурятия.

1.3.            Ввести практику проведения ежегодного мониторинга, совместных акций, рейдов обследования организаций производства и реализации продуктов питания, на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, предоставления качественных и безопасных услуг в сфере питания и торговли.

1.4.            Ввести реестр и сделать его общедоступным для населения не добросовестных поставщиков, производителей — фальсифицированной продукции.

2.               Для предотвращения поступления фальсификата продукции Министерству образования и науки Республики Бурятия, Министерству здравоохранения Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия и их подведомственным учреждениям, осуществляющим государственные закупки, усилить контроль за качеством и безопасностью, в том числе, посредством договоров на проведение лабораторных исследований поставляемых продуктов питания с территориальным Управлением Россельхознадзора в рамках федерального мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов.

3.               Министерству промышленности и торговли Республики Бурятия:

3.1.        Принять необходимые меры, направленные на стимулирование

повышения материальной технической базы, внедрения новейших технологий, повышение квалификации персонала в организациях пищевых перерабатывающих отраслей, общественного питания и торговли. Предусмотреть на эти цели меры государственной поддержки с обеспечением финансирования.

 

3.2 Содействовать производителям Республики Бурятия в продвижении продукции на местные и внешние региональные рынки

4.            Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия:

4.1 Оказывать содействие предприятиям АПК Республики Бурятия по выпуску качественной пищевой продукции.

4.2.            Продолжить оказание государственной поддержки организациям АПК Республики Бурятия с целью повышения качества и конкурентоспособности пищевой продукции.

4.3.            Содействовать производителям Республики Бурятия в продвижении продукции на республиканские и региональные рынки.

5.            Главам администраций городских округов имуниципальных районов, руководителям учреждений здравоохранения, социального обслуживания, образования:

5.1.            Проводить претензионную и исковую работу с поставщиками в случае поставки пищевой продукции, не соответствующей требованиям покачеству и безопасности.

6.            Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство пищевой продукции:

6.1.            В целях обеспечения качества и безопасности для потребителя выпускаемой продукции организовывать и проводить производственный контрольв рамках системы пищевой безопасности, путем должной разработки, внедрения иподдержания процедур, основанных на принципах анализа . рисков и критических контрольных точек, а также контроль за качеством сырья ипродукции, в том числе по показателям фальсификации.

6.2.            Совершенствовать лабораторную базу предприятий для проведения исследований сырья и вырабатываемой продукции на соответствие нормативным требованиям.

6.3.                                                                                                                                   Осуществлять обращение пищевой продукции при наличии товарно-сопроводительной                     документации,                                                                    обеспечивающей

прослеживаемость продукции, в соответствии с требованиями технических регламентов.

6.4.            Рассмотреть возможность добровольной сертификации продукции, поступающих в учреждения бюджетной сферы, в Национальной системе сертификации.

7.            Общественной палате Республики Бурятия, активистам общественных организаций:

7.1.            Принимать участие в кампаниях по распространению информации о качестве и безопасности пищевой продукции

7.2.            Оказывать информационную поддержку местным товаропроизводителям, осуществляющим выпуск качественной пищевой продукции;

7.3.            Экспертам участвовать в дискуссионных мероприятиях по проблемам развития АПК в Республике Бурятия и входить в состав общественных советов, сформированных при органах государственной власти

 

различных уровней, деятельность которых направлена на развитие региональной пищевой отрасли.

7.4.            Общественным организациям участвовать в мероприятиях, направленных на экспертизу качества пищевых продуктов, а также обеспечить активистам безвозмездный доступ к лабораториям, способным произвести анализы качества продукции.