Возможно ли осуществление ЕДВ гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации и сохранившим регистрацию по месту жительства на ее территории?

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ЕДВ является выплатой компенсационного характера взамен предоставляемых ранее льгот в натуральной форме.

Указанный Федеральный закон не содержит специальных норм, регламентирующих порядок осуществления ЕДВ гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации. Нормами законодательства Российской Федерации, международными договорами и соглашениями Российской Федерации также не предусматривается предоставление ЕДВ взамен льгот и мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами территории Российской Федерации.

Следует отметить, что граждане, получающие ЕДВ, имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (социальной услуги). При этом решить на практике вопрос предоставления набора социальных услуг либо его части на территории иностранного государства не представляется возможным.

Таким образом, право на ЕДВ как выплату, компенсирующую льготы в натуральной форме, напрямую связано с фактом проживания гражданина на территории Российской Федерации и в этой связи не может предоставляться гражданам в период их проживания за пределами территории Российской Федерации.

При этом факт регистрации по месту жительства в Российской Федерации не может служить основанием для установления и выплаты ЕДВ без учета иных документально подтвержденных сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.

Изложенное означает, что место проживания заявителя в целях осуществления ЕДВ территориальному органу ПФР следует определять исходя из совокупности документов и сведений, в том числе опровергающих фактическое проживание гражданина на территории Российской Федерации. Например, таких как: справка, выданная Консульским отделом Посольства России в иностранном государстве, содержащая информацию о выезде на постоянное жительство из Российской Федерации в иностранное государство; документ, подтверждающий факт работы на территории иностранного государства, выданный дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в иностранном государстве или компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства; документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выданный компетентным органом (должностным лицом иностранного государства либо дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации в иностранном государстве). Подтверждением проживания на территории иностранного государства также может служить факт получения на его территории пенсии, назначенной по законодательству страны проживания, включая получение части пенсии, установленной в рамках международных договоров, базирующихся на пропорциональном принципе.

Наличие таких документов является достаточным основанием для отказа в установлении ЕДВ при обращении гражданина за ней или для прекращения установленной ЕДВ.

При этом необходимо отметить, что соответствующее решение в каждом конкретном случае должно приниматься территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех имеющихся в его распоряжении документов и сведений.