О назначении пенсии по уходу

 Может ли быть установлена неработающему брату ребенка-инвалида страховая пенсия по случаю потери кормильца (их отца), как лицу, осуществляющему уход за ребенком умершего кормильца, не достигшим возраста 14 лет, если в связи с осуществлением ухода за данным ребенком-инвалидом неработающей матери выплачивается ежемесячная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»?

Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца установлены Федеральным законом № 400-ФЗ.

В соответствии с нормами пункта 2 части второй статьи 10 названного Федерального закона пенсия по случаю потери кормильца в связи с уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на пенсию по случаю потери кормильца, назначается одному из родителей или супругу либо дедушке, бабушке умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брату, сестре либо ребенку умершего кормильца, достигшим возраста 18 лет, при условии, что они не работают, поскольку правовая природа указанной пенсии – это компенсация утраченного заработка трудоспособному неработающему лицу, оставившему работу в связи с необходимостью осуществления ухода за нетрудоспособными детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими                14 лет.

Порядок осуществления ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы, установлен Указом  № 175, а также Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. № 397.

Как следует из указанных нормативных правовых актов, ограничение в получении ежемесячной выплаты работающими гражданами обусловлено правовой природой этой выплаты: она устанавливаются гражданам, способным к трудовой деятельности, но оставившим работу (не поступившим на работу) ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющим вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка, пенсии или пособия.

Таким образом, у пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой лицу, занятому уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и ежемесячной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином одна правовая природа – они имеют компенсационный характер и устанавливаются неработающим трудоспособным лицам, вынужденно оставившим работу (или не поступившим на работу), и следовательно не могут одновременно устанавливаться двум гражданам в связи с уходом за одним и тем же лицом.

В данном случае получение неработающей матерью ежемесячной выплаты, предусмотренной Указом № 175, свидетельствует о том, что она осуществляет уход за ребенком-инвалидом.

В этой связи отсутствуют доказательства ухода за ребенком-инвалидом другим лицом и соответственно установление в тех же целях пенсии по случаю потери кормильца в связи с уходом за этим же ребенком-инвалидом до достижения им возраста 14 лет другому лицу – неработающему брату не представляется возможным.

Вместе с тем в случае отказа матери от получаемой ежемесячной выплаты вопрос об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи с уходом может быть решен положительно.