Защита прав потребителей от деятельности коллекторов

В наши дни  уже многие знают, кто такие коллекторы, чем они занимаются, но не многие знают о том, какие полномочия есть у коллекторов и как от них защититься.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливаются способы взаимодействия кредиторов (коллекторов) с должниками.

Способы взаимодействия:

При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор вправе взаимодействовать с должником, используя:

ü  личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

ü  телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;

ü  почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.

ü  Иные способы, не указанные выше, могут быть предусмотрены только письменным соглашением между должником и кредитором.

Требования к осуществлению действий, направленных на возврат просроченной задолженности

Не допускаются действия, направленные на возврат просроченной задолженности связанные с:

ü  применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинения вреда здоровью;

ü  уничтожением или повреждением имущества либо угрозой такого уничтожения или повреждения;

ü  применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

ü  оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

ü  введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

а) правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

б) передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

в) принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

г) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Кредитор, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать (сообщать) третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника.

 

 

 

Отдельные способы взаимодействия с должником

Не допускается взаимодействие с должником указанными ранее способами взаимодействия:

ü  со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом;

ü  с должником с момента получения документов, подтверждающих наличие оснований, свидетельствующих, что он:

а) является лицом, лишенным дееспособности, ограниченным в дееспособности;

б) находится на излечении в стационарном лечебном учреждении;

в) является инвалидом первой группы;

г) является несовершеннолетним лицом (кроме эмансипированного).

В начале каждого случая непосредственного взаимодействия, должнику должны быть сообщены:

ü  фамилия, имя и отчество физического лица, осуществляющего такое взаимодействие;

ü  фамилия, имя и отчество либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Кредитор не может осуществлять взаимодействие с должником посредством телеграфных сообщений, текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи:

ü  в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства или пребывания должника, известному кредитору более двух раз в сутки, более четырех раз в неделю, более шестнадцати раз в месяц.

В телеграфных сообщениях, текстовых, голосовых и иных сообщениях, передаваемых по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи должнику должны быть сообщены:

ü  фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах;

ü  сведения о факте наличия просроченной задолженности (без указания ее размера и структуры);

ü  номер контактного телефона кредитора, а также лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Во всех сообщениях, направляемых должнику посредством почтовых отправлений по месту жительства или месту пребывания должника, обязательно указывается информация о кредиторе, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона, сведения о договорах подтверждающих полномочия кредитора, сведения о договорах, являющихся основанием возникновения права требования к должнику, сведения о размере и структуре просроченной задолженности, сроках и порядке ее погашения, реквизиты банковского счета, на который могут быть зачислены денежные средства.

В случае нарушения Ваших законных прав и интересов кредитор обязан возместить убытки и компенсировать моральный вред, причиненные их неправомерными действиями должнику.