Рубрика «Вопрос-Ответ»

В территориальный орган ПФР за назначением страховой пенсии по старости обратилась гражданка Армении, имеющая вид на жительство в Российской Федерации с 03.05.2014, которой представлены свидетельства о рождении детей, 1981 г.р.,
1982 г.р. и 1986 г.р.

Возможно ли в рассматриваемом случае исчислить страховой стаж, требуемый для определения права на страховую пенсию, с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П по нормам действовавшего ранее Закона № 340-ФЗ, согласно которому периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности, засчитывались в общий трудовой стаж независимо от наличия периодов работы и (или) иной деятельности?

 

Позиция о порядке применения Постановления 2-П в отношении граждан, подпадающих под действие международных договоров, в частности, Соглашения от 13.03.1992 изложена в Обзоре практики применения пенсионного законодательства за II квартал 2014 г. (вопрос 28).

Обращаем внимание, что Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении 2-П определено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования  (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично)».

Таким образом, в Постановлении 2-П речь идет о тех категориях застрахованных лиц, которые рассчитывали на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего до 01.01.2002 Закона № 340-1 в силу своего постоянного проживания в Российской Федерации, осуществления в нашей стране трудовой и (или) иной общественно полезной  деятельности, и тем самым были включены в круг лиц, подпадающих под действие пенсионного законодательства Российской Федерации.

Так, согласно положениям статьи 4 Закона № 340-1 основным условием пенсионного обеспечения иностранных граждан на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, в том числе в части исчисления трудового стажа, являлось их постоянное проживание в Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Отмечаем, что постоянное проживание до 01.01.2002 в рассматриваемой ситуации у гражданки Армении отсутствовало, она не работала в указанный период в нашей стране и, соответственно, до указанной даты не могла рассчитывать на пенсионное обеспечение по нормам действовавшего ранее пенсионного законодательства.

С учетом изложенного и необходимо рассматривать конкретные вопросы.