Об итогах осуществления государственного земельного надзора 2018 года

 

Управление Росреестра по Республике Бурятия осуществляет постоянный контроль за соблюдением требований земельного законодательства РФ на территории Республики Бурятия.

В 2018 году проведены 1705 проверок, 1551 административных обследований.

По результатам административных обследований проведено 545 внеплановых проверок, при этом количество подтвердившихся нарушений составляет 507 (95%).

По результатам проверок выявлено 1351 нарушение.

Наиболее часто устанавливаемым нарушением  обязательных требований является нарушения ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ и составляют 58% от числа выявленных нарушений.

Также в группу часто выявляемых нарушений попадают иные нарушения земельного законодательства со значением 491, что составляет 29%.

Реже выявляются нарушения по невыполнению в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства, ответственность за которое предусмотрена частями 25, 26 статьи 19,5 КоАП РФ – 253 (15%).

Нарушения ст. 1, 7, 42 Земельного Кодекса РФ по использованию земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (часть 1 статьи 8.8 КоАП РФ), неиспользованию земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, ответственность за которое предусмотрена (часть 3 статьи 8.8 КоАП РФ), составляют 12 % от общего числа выявленных нарушений.

По 1079 выявленным фактам государственными инспекторами вынесены предписания, возбуждено 509  дел об административных правонарушениях, в отношении 420 виновных лиц вынесены постановления о назначении административного наказания на сумму более 4300 тысяч рублей.

В 2018 году продолжена работа по повышению результативности проведения проверок в рамках государственного земельного надзора в пределах Центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее – ЦЭЗ БПТ). В целях повышения состояния законности в ЦЭЗ БПТ проведено 169 проверок, выявлено 91 нарушений.

Специалисты Управления принимали участие в проверках, осуществляемых Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой, по результатам которых привлечено к административной ответственности 15 лиц, из них 9 за нецелевое использование земельных участков, 6 за самовольное занятие земель, назначено административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 190 тысяч рублей, а также выдано 4 предупреждения.

Управлением в течение 2018 года внедрены лучшие практики Росреестра по снижению задолженности, по уплате административных штрафов за нарушения земельного законодательства, по повышению эффективности взаимодействия с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль. По результатам проделанной работы количество материалов проверок от органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль увеличилось на 7%, дебиторская задолженность уменьшилась на 9%.

В 2018 году в рамках реализации закона о “лесной амнистии” проведено 150 административных обследований.

В 2018 году проведено 10 проверок в отношении органов местного самоуправления, при этом выявлено больше двухсот нарушений, основными из которых являются:

— удовлетворение заявлений о предоставлении земельных участков, которое в соответствии с законом не могло быть удовлетворено

— нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков. Материалы проверок направлены в органы прокуратуры для принятия мер реагирования.

С 01.01.2018 года при проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется риск-ориентированный подход.

Управлением в 2018 году проведены контрольно-надзорные мероприятия на 3289 земельных участках, из которых 80 земельных участков категории среднего риска, 5 участков умеренного риска, принято 117 решений об отнесении земельных участков к категории среднего риска, 14 решений к категории умеренного риска.

Положением о государственном земельном надзоре определены критерии отнесения земельных участков к определённой категории риска: средняя, умеренная и низкая. Периодичность проведения плановых проверок будет зависеть от присвоенной категории риска.

К категории среднего риска относятся земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства, а также участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки. Проверки таких земельных участков проводятся не чаще одного раза в 3 года.

К категории умеренного риска относятся земельные участки, граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса; участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; участки относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения; а также участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, отнесенными к категории земель населенных пунктов. Проверки участков, отнесенных к категории умеренного риска, проводятся не чаще чем один раз в 5 лет. При этом срок проведения плановых проверок не должен превышать 17 рабочих дней.

К категории низкого риска относятся все иные земельные участки. В отношении земельных участков, отнесенных к данной категории, плановые проверки проводиться не будут.

Согласно законодательству любое заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в Управление с целью получения информации о своем земельном участке на предмет отнесения его к той или иной категории риска. Такие сведения направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса.

На следующий год определены цели: реализация риск-ориентированного подхода, повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности Управления, оптимизация использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов, снижение административного давления на предприятия и организации малого и среднего бизнес и усиление профилактической работы.