Информирование потребителей. Цветовая индикация на маркировке пищевой продукции

 

В последние годы в развитых странах, в том числе в РФ наблюдается тенденция роста социально значимых неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, ожирение, сахарный диабет II типа, сердечно-сосудистые заболевания), возникающих, в том числе из-за потребления пищевой продукции с высоким содержанием сахара, соли, жира, в т.ч. жира с насыщенными жирными кислотами и трансизомерами жирных кислот.

Международные организации, такие как ООН, ВОЗ, ФАО, призывают все страны разрабатывать и активно внедрять программы здорового питания, включая меры по снижению потребления критически значимых пищевых веществ — добавленного сахара, соли, насыщенных жирных кислот и трансизомеров жирных кислот.

В этой связи в РФ стартовал проект добровольной маркировки продуктов питания «Светофор», для чего Роспотребнадзор подготовил методические рекомендации по цветовой индикации на маркировке пищевой продукции в целях информирования потребителей, утвержденные 28.02.2018 г.

Продукты в зависимости от количественного содержания в них жира, сахара и соли предлагают отмечать графическим изображением (например, в виде вертикальных полос или иное) красного, желтого и зеленого цветов, в зависимости от содержания этих компонентов в соответствии со значениями. Речь идет о пищевых продуктах промышленного производства. Рекомендации по цветовой индикации на маркировке не распространяются на следующие группы пищевой продукции:

— продовольственное (пищевое) сырье;

— продукты с простым пищевым матриксом (например, сахар-рафинад, растительное и сливочное масло, сало-шпик и другие);

— сахаристые кондитерские изделия (шоколадные конфеты, карамель, ирис, драже, халва, мармелад, пастильные изделия, сахаристые восточные изделия, жевательная резинка, паста, крем, кондитерские плитки, кондитерские фигуры, сбивные изделия, безе, нуга) и мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, пряничные изделия, кексы, рулеты, торты, пирожные, мучные восточные изделия), вследствие высокого содержания в их составе добавленного сахара для достижения заданного вкусового эффекта;

— сыры твердые, полутвердые, мягкие, за исключением рассольных, полученные по традиционным технологиям (когда внесение соли и жира требуется по технологии), т.е. с заведомо высоким содержанием соли и жира;

— бутилированную питьевую и минеральную воду, безалкогольные напитки с подсластителями, имеющие природный или заданный химический состав;

— пищевые добавки, ароматизаторы, специи, а также закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, имеющие традиционный или заданный состав;

— специализированную пищевую продукцию, в том числе пищевую продукцию диетического лечебного и диетического профилактического питания, пищевую продукцию для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, пищевую продукцию для детского питания, биологически активные добавки к пище (БАД), состав которых сконструирован по специальной рецептуре и имеет заданный химический состав.

При этом на перечисленную пищевую продукцию целесообразно распространять меры по предупреждению населения РФ о необходимости оптимизации количества их потребления в составе рациона питания через средства массовой информации, а также при информационном обеспечении ее продажи через организации торговли.

К примеру маркировку красным цветом рекомендуется наносить на упаковку продуктов, если в них много сахара, а именно:

— 7 г или более на 100 мл для жидкости;

— 22 г или более на 100 г для твердой пищи;

— более 9 г на 100 г для кисломолочной и творожной продукции.

Зеленый цвет означает низкое содержание сахара:

— 2,5 г на 100 мл для жидкости;

— 5 г или менее на 100 г для твердой пищи и кисломолочной и творожной продукции.

Желтым цветом предложено выделять продукты со средними между красными и зелеными показателями.

В соответствии с п. 5.2. рекомендаций графическое изображение должно быть оформлено в квадрат серого или белого цвета, в зависимости от преобладающих цветов маркировки и (или) упаковки и занимать процентную долю от площади стороны потребительской упаковки, удобной для прочтения.

 

 

 

Кроме того, цветовая индикация должна размещаться на одной стороне потребительской упаковки, быть разборчива и нанесена способом, исключающим ее деформацию (стирание).