К 275 — летию Ацайского дацана.

Аца́йский даца́н «Тубдэ́н Даржали́нг»  один из старейших буддийских монастырей  Бурятии,  действовавший с 1743 по 1935 год.

В 1743 г. на восточной стороне современного Гусиного озера, в устье речки Загустай несколько атаганских родов в войлочной юрте открыли дацан, дав ему название «Тубдэн Даржалинг». Вскоре было принято решение построить деревянный  дуган, который и возвели в северном направлении от прежнего места. Случившееся наводнение на реках Химнэ и Саган Гол объединило маленькие озера в одно огромное, которое нам теперь известно как Гусиное озеро (Галуута Нур). В связи с этим, дацан был перенесен в устье речки Аца. С тех пор он стал называться Ацайским дацаном. Но наводнение продолжалось, и в 1745 году храм вновь перенесли, теперь уже на северо-восточную сторону озера в местность Табхар, к южному склону горы Хаан Хонгор. Со временем верующие на месте старого дацана построили новый, более просторный  храм. В 1743 году на северо-восточной стороне Гусиного озера, в устье речки Загустай селенгинские буряты, поставили храм-дуган — войлочную юрту. Первыми ширээтэ (настоятелями) были ламы, прибывшие из Тибета. В 1745 году Ацайский дацан перенесли в местность Табхар, на северную сторону Гусиного озера, к подножию горы Хан-Хонгор-Ула Хамбинского хребта (севернее современного посёлка Заозёрный). Первым ширээтэ этого дацана также был тибетский лама. После строительства деревянного дугана ширээтэ-ламой стал Шираб-Жамсо Мункуев. В 1784 году дацан сгорел во время пожара. Тогда старейшины и нойоны родов приняли решение, согласно которому каждый род построит себе свой собственный дацан, о чем и сообщили царской администрации. Постановлением земского управления за №228 от 24 августа 1784 года согласие государства за подписью исправника Будкова было получено. Атаганы вновь возродили свой дацан на правом берегу р. Аца, южнее холма Бату Мандал. В 1930-х годах во время антирелигиозных гонений ламы были репрессированы, а сам дацан был ликвидирован.

Один из исторических приходов Ацайского дацана (с. Новоселенгинск и Бургастай) возрождён в 2008 году в местности Талын Харгана, с установлением здесь субургана, посвящённого 1-му Пандито Хамбо-ламе Дамба-Доржо Заяеву, который закончил здесь земной путь. Это место выбрал лама, чтобы уйти в нирвану. Согласно легенде это место охраняют духи семи лам, они отказались от физической жизни,  отказались от перерождения, пожелав в виде духов охранять это священное место.

В 2012 — 2014 годах возведён комплекс Дворца Белой Тары. Её земным воплощением буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи.  Впервые в истории современной России в Ацайском дацане, сотворена  Мандала,  с изображением богини Белой Тары. Мандала — это произведение искусства и священный объект. Она дарит людям столько положительной и благословенной энергии, сколько песчинок уходит на её построение.  С  благословения Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России Дамбы Аюшеева 11 августа состоялся ритуал Разбора Мандалы.  Буда Цыренов, настоятель Дуйнхор дацана г. Улан-Удэ:- « Несколько дней создавали, пять дней строили мандалу, и в течение нескольких секунд мы все это разобрали. И это означает, что ничто не вечно». На берегу Селенги, ламы провели обряд Лусад тахилга,  преподнося  хозяевам водной стихии освященный песок. Содбо Айсуев, настоятель Ацайского дацана: — « На Селенге реке, почитая восемь ханов, подносим Мандалу. Тем самым, дойдя до Байкала, она освятила всю местность, окружающую среду, то есть обновит природу».

По завершению хурала,  начались  состязания «Эрын гурбан наадан», которые позволили  вновь и вновь почувствовать национальный колорит земли бурятской, окунуться под ясным,  солнечным небом в увлекательнейшую историю своих предков. Съехались сюда самые сильные бойцы, самые меткие стрелки, самые горячие кони и самые ловкие наездники из Селенгинского,  Джидинского,  Кяхтинского районов и представители Улан-Удэ. Уловки и хитрости, круг почёта победителей, восхваления — всё это завораживало всех, ведь праздник «Эрын  гурбан наадан» всегда был и остаётся удивительно привлекательным – радостным, как песня, сильным как воля к победе, и стремительным,  как полёт скакуна.

С большим нетерпением ждали начала бурятской борьбы.  Бурятская национальная борьба — бухэ-барилдаан с давних времен пользуется большой славой и громадной популярностью в народе, ни один общенародный праздник или молебен не обходился без борцовских поединков. Бурятский народ воспевал и славил своих баторов, лучшие художники писали портреты, картины со сценами борьбы, поэты славили их в стихах и песнях, сказители сочиняли соло. В тонкостях национальной борьбы разбирались все: и стар, и млад, ведь  она имеет свою тонкую специфику, требует ловкости, бесстрашия, хитрости, умения обманывать соперника. В ней широко применяются различные приемы, это выводящие из равновесия швунги, подсечки, подножки, переводы за локоть, захват за ноги, или за большой палец, — все это составляло богатый арсенал хорошего борца. Красота и неожиданная молниеносная быстрота выполнения приемов всегда подкупали зрителей. В монгольском народе бытует немало мудрых выражений: «БYхэ хYн махаараа бэшэ, мэхээрээ барилдадаг», в переводе на русский означает «Борец побеждает не массой веса, а хитростью ума», «ХYн уураараа бэшэ, ухаагаараа барилдадаг» — «Человек должен бороться не злостью, а умом». Борьба пришла из глубины веков, когда по окончании коллективной охоты на зверей в ходе поединков выявлялись претенденты на лучшую часть добычи. Победа того или иного борца вдохновляла его земляков, приносила надежду и утешение семье или роду, давала уверенность в благополучии хозяйства в этом году.  Гордость за своего победившего борца, обсуждение и разговоры об их победе продолжались ещё долго, долго. На этот раз запомнится всем надолго Абсолютный чемпион среди мужчинЗоригто Цырендондопов,  представитель  Балдан Брэйбунского дацана. За это высокое звание боролись опытные  борцы,  в различных весовых категориях. В том, числе заняли: 1- е место, Егоров  Рома (Балдан Брэйбунский дацан),  2-е место, Елбонов Витя ( Загустайский дацан), 3-е место, Содномов Дамдин (Загустайский дацан) в весе 63 кг.  Это они отличились в весе 75 кг. : Ухинов  Чингис  (Балдан Брэйбунский дацан) – 1- е место, Банзаракцаев Буянто  (Сартуул – Булагский дацан) — 2-е место, Доржиев Майдар (Сартуул – Булагский дацан) – 3-е место. В весе свыше 75 кг. места  распределились таким образом:  Зоригто Цырендондопов (Балдан Брэйбунский дацан) – 1-е ; Баранов Андрей (Балдан Брэйбунский дацан)-2- е; Дементьев Артем ( Ацайский дацан)- 3-е место.

Абсолютным чемпионом по национальной борьбе среди юношей признан Тогочеев Содном, представитель  Загустайского дацана, оставивший  позади себя несколько десятков юношей в 9- ти весовых категориях, начиная с 30 кг., заканчивая свыше 65 кг.

Стрельба из лука — один из древнейших видов спорта. Археологические раскопки подтверждают это.  На заре развития человечества лук являлся основным охотничьим оружием, позже его стали применять и в военных целях.  У нас стрельба из лука – очень популярный вид спорта. Это не удивительно, учитывая, что буряты всегда восхищались  стрелками и уважали их, а самым метким давали звания Мэргэна.  В трактате Ван Цзюя (учителя по стрельбе из лука) говорится: «чтобы научиться стрельбе из лука, нужно одной рукой толкать вперед гору, а другой — тянуть тигра за хвост» — с ним согласен и государственный тренер РБ Э. Жигжитов. Также,  Эрдэм Цыпилович  уверяет « для того, чтобы стать лучником, нужно иметь как хорошие физические данные, так и соответствующую выдержку, и обладать изрядной долей самокритики.  Но самое главное: если ты победишь самого себя, то ты будешь чемпионом. Первый враг — это ты сам. Стрельба из лука учит, в первую очередь, победить себя. Если кто-то побеждает себя, значит, становится высококлассным лучником. Например, в борьбе ты знаешь соперника, ты его видишь, ты его ощущаешь, ты его трогаешь. Ты можешь понять какой перед тобой соперник — сильный или слабый. В стрельбе из лука ты соперника не видишь».  В Талын Харгана удалось победить «себя» и удостоиться  звания «Мэргэн» среди мужчин: Галсанову Баиру ( Агинский дацан)- 1-е место; Цыремпилову Бэлигто ( Цээжэ-Бургалтайский дацан) — 2- е место; Ринчинову Мэргэну ( Гэгэтуйский дацан)-3-е место. Среди женщин: Дашимолоновой  Ринчин- Ханде  ( Цээжэ-Бургалтайский дацан)  1-е место ; Базаровой Долгоржап ( Цугольский дацан) — 2- е место; Догарь Дарье ( Ацайский дацан).

Если обычному зрителю хотелось динамики, драйва, азарта и накала страстей, то все это они получили с лихвой на конных скачках. Конные скачки — одно из самых главных мероприятий народных праздников Бурятии.

Буряты приписывали лошади небесное происхождение и даже мистическую силу, особенно почитались скаковые лошади. Их готовили к бегам специальные «ладильщики» — это многоопытные знатоки своего дела. Они выбирали будущих седоков и тренировали их. Скаковых лошадей содержали отдельно, соблюдая рацион питания, тишину и стадии подготовки. При езде верхом всадник активно взаимодействует с движением лошади.  При этом он  управляется перемещением веса всадника, сжатием бёдер и ослаблением или натяжением поводьев. Голос всадника тоже может влиять на движение лошади. Вот и начался заезд, лошади неслись наперегонки, наездники не жалели собственных сил и своих питомцев, которых в другое время холят и лелеют. Первым к финишу прибыл скакун по кличке Хара Боро , и тем самым принесла заветную победу наезднику Булату Раднаеву, а Хара Халзан отличился среди «дааганов»  и примчался на нём лихой Стас Шигеев.

Одним из умений мужчин является  «һээр шаалга», разбивание хребтовой кости ребром ладони. Это древняя бурят-монгольская традиционная игра. Заранее вываренную кость — спиной отросток грудного позвонка крупного рогатого животного — «hээр», держа в одной руке, разбивают другой рукой резким, быстрым ударом. Здесь главное не сила, а больше техника и ловкость. В старину это действо носило сакральный смысл, но постепенно трансформировалось в игрище и затем стало забавой, в которой выявляли сильнейших «баторов» бурятских родов. Сегодня прославили свой род «баторы»  Дымбрылов Дэлгэр, Очиров Дамдин, Бальжиев Тимур, все они представители Загустайского дацана.

Отличились в игре « Шатар»  среди мужчин Григорян Эдвард, Рушаков Анатолий , Дымбрылов Александр, занявшие соответственно 1-е, 2-е и 3-е места. Заставили поволноваться любителей шахмат женщины – игроки. Упорная борьба привела к победе Арюну Аюрову, уступила ей Алина Цыденова. С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к нам из Индии сотни веков назад. Во времена Чингисхана властители устраивали  многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. В них чётко подчеркнут мотив борьбы. А борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды  монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит « шах умер».

Самая  популярная  игра наших предков  шагай наадан – символ жизни и плодородия, ещё  и символ скотоводства, обозначающий « табан  хушуу  мал», которых традиционно разводили буряты. Шагай –  это баранья лодыжка. Играли в неё не только дети, но и взрослые. Игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику.  В каждом доме хранились они в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись, раскрашивались в разные цвета. Гордились своей коллекцией и старались не отставать от других. Игра настолько разнообразная и захватывающая,  что специально собирались и играли до поздней ночи. Поскольку игра является отражением основного занятия народа — скотоводства, то бараньи кости (лодыжки) означают пять видов животных: 1. «Хонхо» (с выемкой), упавшие вогнутой стороной — это козел (козлик). 2.  «Бухэ» — (горбатый), упавшие выпуклой стороной вверх — это овца. 3. «Морин» — (конь), упавшие на бок ровной стороной, ребром — это «лошадка». 4. «Ухэр» — (корова) — упавшие на бок резной стороной. 5. «Тэмээн» — косточки, оказавшиеся в сидячем положении — встали на «дыбы» или берцом — это «верблюд». В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.

Отрадно, что в наши дни она возрождается и привлекает все больше и больше людей. Сегодня проходили состязания по 3- м видам: «няhалалга», « шYYрэлгэ», « мори урилдаан», и конечно же в каждом из них  выявлены победители. Итак, по итогам 1 – го вида , наибольшее количество косточек остались у Балтуева Доржи, Буянтуева Бимба и Цыбиковой Эльвиры. В «ШYYрэлгэ»  собрали больше всех косточек Ажарова Туяна, Шаргиев Эрдэм, Ильина Галина. В « мори урилдаан» , пройдя все 12 лодыжек ряда выиграли бега в соответствующей последовательности ретивые кони Сотникова Алдара, Дылыкова Баира, Санжиева Айдара.

Подошел к своему завершающему этапу  праздник, посвященный 275 – летию  Ацайского дацана. Расходясь, все верующие и гости, сходились в одном мнении « здесь всегда мы находим понимание, веру, душевное успокоение и поддержку»,  а служители дацана во главе с шэрээтэ —  Содбо ламой  исполняют возложенную на них ответственную миссию, изо дня в день,  проповедуя истинные ценности буддизма. Каждое утро начинается с чтения молитв за мир и благоденствие родной земли, за долголетие каждого живого существа, за каждого из нас.