О подтверждении страхового (трудового) стажа и заработка, приобретенного на территории Республики Азербайджан

Азербайджанская Республика не является участником международного договора в области пенсионного (социального) обеспечения и в этой связи документы, представленные для установления пенсии, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, справки и иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (пункт 11).

Документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункты 59, 64).

Перечнем № 958н определено если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 12).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в них сведениям, а также правильности их оформления; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; разъясняет  заявителю о необходимости представления недостающих документов, подтверждающих трудовую деятельность, заработок, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в установленный законодательством срок[1].

Азербайджанская Республика является участником Гаагской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993[2], в соответствии с которой договаривающиеся Стороны обязуются пересылать друг другу по просьбе без перевода и бесплатно свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, документы об образовании, трудовом стаже и другие документы, касающиеся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемой Договаривающейся Стороны и иных лиц, проживающих на ее территории (статья 14).

Такие документы могут быть истребованы гражданином в порядке, определяемом Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по представлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИД России и Минюста России от 29.06.2012
№ 10489/124[3].

В распоряжении территориального органа ПФР имеются следующие документы.

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации на имя гражданина Г.
  2. Выписка из индивидуального лицевого счета на имя гражданина Г.
  3. Трудовая книжка на имя гражданина Г., оформленная 30.01.2013 на Азербайджанском языке (переведена на русский язык и заверена нотариально), в которой первая запись о работе с 29.01.1979 по 22.05.1997. Вместе с тем, в соответствии с положениями пункта 8 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 № 225[4], оформление трудовой книжки работнику, принятому на работу впервые, осуществляется работодателем не позднее недельного срока со дня приема на работу. Поскольку запись внесена без учета указанной нормы, требуется подтверждение данного периода работы.
  4. Военный билет на имя гражданина Г., выданный 31.10.1976 Кировабадским городским военным комиссариатом Азербайджанской ССР.
  5. Архивная справка о стаже на имя гражданина Г., оформленная на русском языке, выдана на бланке организации ОАО «Гянджа Текстиль» 24.11.2016 № 159, содержит сведения о работе, имеется печать, заверяющая подпись уполномоченного лица (печать переведена на русский язык и заверена нотариально).
  6. Архивная справка о заработке на имя гражданина Г., выданная
    ОАО «Гянджа Текстиль» 24.11.2016 № 57, не содержит расшифровки подписей ответственных лиц.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются, в том числе наименование документа, дата составления документа, величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, подписи ответственных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

С учетом изложенного представленные документы о периодах работы, заработке требуют дополнительного подтверждения и правильного оформления. В этой связи заявителю необходимо разъяснить о предоставлении им недостающих документов в территориальный орган ПФР в установленный срок.

При этом в рамках оказания содействия заявителю территориальный орган ПФР вправе запросить недостающие документы, отметив, что при получении от работодателя документов, оформленных на иностранном языке, они могут быть приняты к производству при условии их перевода на русский язык в установленном порядке, то есть за счет средств заявителя[5].

Что касается несовпадения имени заявителя в документах о страховом (трудовом) стаже, имени, указанном в паспорте, военном билете, то в случае невозможности установления территориальным органом ПФР принадлежности имеющихся документов, заявителю следует дать разъяснение об установлении принадлежности документов в судебном порядке.