О подтверждении стажа и заработка, приобретенных на территории Армении

 

 

Правовыми основаниями для подтверждения сведений, содержащихся в документах о страховом (трудовом) стаже и заработке, приобретенных на территориях государств – бывших республик СССР, являются положения международных договоров, построенных по принципу территориальности.

В соответствии со статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, к числу которых относится Республика Армения, государства — участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Такими обстоятельствами при рассмотрении документов, содержащих сведения о трудовом (страховом) стаже и заработке, приобретенных на территории указанных государств, являются их подтверждение соответствующими компетентными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.

Подходы к рассмотрению территориальным органом ПФР указанных документов и принятию решений об установлении (отказе в установлении) пенсии согласованы с Минтрудом России, изложены в письмах Фонда в адрес отделений ПФР и обзорах практики применения пенсионного законодательства[1].

В частности, документы, содержащие сведения о трудовом (страховом) стаже за период до распада СССР, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения компетентным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, при условии их надлежащего оформления.

В ситуации, изложенной в обращении, заявитель предоставил трудовую книжку, оформленную 24.10.1972, содержащую записи о периодах работы с октября 1972 года по январь 2000 года.

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в них сведениям, а также правильности их оформления. В случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения, заявителю разъясняется о необходимости подтверждения такого периода работы справками о работе, архивными справками[2].

В этой связи территориальному органу ПФР необходимо оценить правильность внесения записей в трудовую книжку о периодах работы до распада СССР в соответствии с инструкциями о порядке ведения трудовых книжек от 09.07.1958 № 620 и от 20.06.1974 № 162, действовавшими в указанный период, после распада СССР – с учетом подходов к их оценке, доведенных до Отделений ПФР.

Из представленной копии трудовой книжки не представляется возможным оценить правильность внесения записей о периодах работы, так как печати, заверяющие записи об увольнении, не читаемы.

Что касается принятия к производству партийного билета и архивной справки о заработной плате, выданной национальным архивом Армении на основании «партбилета» и учетной карточки члена КПСС, то позиция Департамента об условиях принятия к рассмотрению документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории Российской Федерации, при утрате первичных документов о заработке работников данных органов и организаций, в случаях наводнений, землетрясений, ураганов неоднократно доводилась до отделений ПФР в обзорах практики применения пенсионного законодательства. Косвенные документы, в частности, учетные карточки членов партии и партийные билеты, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника, могут быть приняты к производству при соблюдении действий, изложенных в совместном письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.11.2001 № 8389ЮЛ/ЛЧ0627/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников».

Позиция Департамента о возможности рассмотрения партийного билета в качестве документа, подтверждающего среднемесячный заработок, в случае осуществления работы в организациях, расположенных на территории Российской Федерации (бывшей РСФСР), изложена в Обзоре практики применения пенсионного законодательства за I квартал 2012 (вопрос 27).

Представленные архивная справка, содержащая сведения о периодах работы на территории Армении, и архивная справка о заработке за период с января 1985 года по декабрь 1989 года оформлены соответственно на основании учетной карточки члена КПСС и партийного билета. Вместе с тем, учетная карточка члена КПСС не является документом, подтверждающим периоды работы, а партийный билет рассматривается  в качестве документа, подтверждающего заработок, с учетом вышеизложенного.

Таким образом указанные документы не могут быть приняты к производству.

 

[1]

[2]