«Платежные услуги. Правила платежной безопасности»

Платежные услуги – это перевод денежных средств платежной организацией (посредником) от плательщика к получателю. Платежные услуги регулируются  законами:

  1. Федеральный Закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  2. Федеральный Закон от 03.06.2009 г. № 103 – ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»;
  3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Плательщик – переводит платежной организации средства в безналичной форме или вносит наличными.

Платежная организация – по поручению плательщика производит безналичную оплату товаров, работ, услуг, денежные переводы физлицам.

            Платежные услуги осуществляются разными платежными организациями  и характеризуются:

— каналом предоставления;

— используемым средством платежа;

— привязкой к банковскому счету.

 

Каналы предоставления платежных услуг и средства платежа

 

  С открытием банковского счета Без открытия банковского счета
Персональные электронные устройства (стационарный компьютер, мобильный телефон или планшет) Банковская карта Электронный кошелек; мобильные платежи (со счета у оператора связи)
Платежные терминалы (банкомат, POS-терминалы в местах продаж, небанковские платежные терминалы) Банковская карта Платежи наличными через платежный терминал;

 

Офис платежной организации (банк, почта, платежная система) Платежи в офисе платежной организации (с банковского счета) Платежи в офисе платежной организации (наличными)

 

Перед использованием платежной системы необходимо изучить договор и правила использования.

 

По закону о платежной системе (ст.4.1.) платежные услуги должны предоставляться на основе договора. Такие договоры обычно ссылаются на правила соответствующей системы и подразумевают автоматическое присоединение к ним при подписании.

После подписания договора платежная организация обязана:

  1. информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП;
  2. уведомлять клиента о невыполнении платежа не позднее дня, следующего за днем, когда было сделано распоряжение; а для электронных платежей – незамедлительно;
  3. фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления и хранить соответствующую информацию не менее трех лет;
  4. обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате (незаконном использовании) ЭСП;
  5. возместить потребителю сумму операции, совершенной без его согласия или в случае нарушения правил информирования клиента о спорной операции.

 

  Соблюдайте правила безопасности при электронных платежах

 

  1. Желательно подключить SMS-уведомления.
  2. Вовремя обновлять контактные данные.
  3. Не допускать посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и компьютеру.
  4. PIN-код нужно помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не вводить в Интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал.
  5. Использовать сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не пересылать.
  6. Не использовать функцию запоминания паролей и автоматической авторизации  в платежных интернет – сервисах.
  7. Желательно использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении покупок через Интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки  буфера файлов и файлов сохранения данных.
  8. Избегать SMS-платежей на короткие номера для оплаты Интернет — услуг и переводов непроверенным получателям.
  9. Не реагировать на сообщения якобы от банка или оператора платежей, если предлагается перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п.
  10. Совершать покупки в Интернете нужно с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных сайтах.
  11. Незамедлительно сообщить в платежную организацию, если кошелек «взломан», карта потерялась, скомпрометирована или с нее без согласия держателя списаны деньги.
  12. При пользовании банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг, на подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.

Незамедлительно сообщайте о любых проблемах, связанных с платежами.

      Если карта или данные о ней потеряны, а кошелек «взломан» — их нужно немедленно заблокировать, сообщив в платежную организацию.

В случае ошибочного или несанкционированного платежа, необходимо незамедлительно сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой операции была полностью возмещена. Если уведомление поступит позже, вернуть деньги будет гораздо сложнее.