Условия для зачета в льготный стаж

Условия для зачета в льготный стаж периодов работы в должностях инженера ОТК АТБ по самолетам Ан-2, инженера инженерно-авиационной службы аэропорта, начальника участка – ведущего инженера (безангарное обслуживание), авиационного техника по планеру и двигателям участка технического обслуживания (безангарное обслуживание).

Действующим законодательством право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлено инженерно-техническому составу, занятому на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (при наличии определенного стажа на соответствующих видах работ и страхового стажа в гражданской авиации и величины индивидуального пенсионного коэффициента).

При этом частью 2 статьи 30  Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 655 «О Списках работ, производств,  профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости  лицам работавшим в  инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право  на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 (далее — Список от 04.09.1991 № 459), который применялся и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов в соответствии со статьей 79 Закона от 20.11.1990 № 340-I (далее – Закон № 340-I).

Списком от 04.09.1991 № 459 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют работники по перечню должностей, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

В Список включены авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Списком предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.

Одним  из определяющих условий для назначения пенсии  по указанному основанию является наличие установленного законодательством стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

На момент вступления в силу постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 на территории Российской Федерации действовал Воздушный кодекс Союза СССР, регулирующий деятельность авиации в целом. При этом гражданская авиация как самостоятельный вид авиации не была выделена.

В этой связи при назначении пенсий указанной категории лиц в выслугу лет включались периоды работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов независимо от того, к какому ведомству относились воздушные суда и летательные аппараты.

Вступивший в силу с 1 апреля 1997 года Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ подразделил авиацию на три вида: гражданскую, государственную и экспериментальную, т.е. он определил гражданскую авиацию как самостоятельный вид авиации.

Согласно статье 21 Воздушного кодекса Российской Федерации к гражданской авиации относится авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.

На основании вышеизложенного, периоды занятости работников инженерно-технического состава авиации до вступления в силу Воздушного кодекса Российской Федерации (1 апреля 1997 года) на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях)  могут включаться в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части  1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, без требования, что обслуживаемые ими суда являются судами гражданской авиации.

Периоды трудовой деятельности после 1 апреля 1997 года засчитываются в соответствующий стаж при условии занятости на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов именно гражданской авиации.

При  подсчете стажа на соответствующих видах работ продолжают применяться все нормативные правовые акты и инструктивные письма, которые были изданы в целях применения постановления Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459 для подсчета выслуги лет в отношении работников инженерно-технического состава авиации, если они не противоречат Закону № 400-ФЗ.

Учитывая, что Списком от 04.09.1991 № 459, предусмотрены профессии под общим наименованием, при досрочном назначении страховой пенсии по старости может применяться приложение № 3 к инструктивному письму Министерства социального обеспечения РСФСР от 31.01.1989 № 1-18-И «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения за выслугу лет отдельных категорий работников гражданской авиации и летно-испытательного состава». Данное  Приложение содержит Перечень профессий рабочих предприятий и организаций МАП, других министерств и ведомств, непосредственно занятых на работах по оперативному и периодическому инженерно-авиационному, инженерно-техническому обеспечению и проведению испытаний, исследований и доводке воздушных судов, их систем на аэродромах, полигонах и базах заказчика, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет.

Пенсионное законодательство из работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 30 Закона  № 400-ФЗ, исключает техническое аэродромное обслуживание воздушных судов в специально оборудованных помещениях, поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение приобретают работники инженерно-технического состава (по перечню должностей Списка от 04.09.1991 № 459), которые непосредственно в течение полного рабочего дня заняты на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома.

В соответствии с действующим законодательством при исчислении стажа на соответствующих видах работ, следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила).

Согласно Правилам в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение  страховой пенсии по старости осуществляется в соответствии с Порядком,  утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н, согласно которому периоды работы работников инженерно-технического состава авиации подтверждаются  — трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Таким образом, документальное подтверждение непосредственной занятости работника в течение полного рабочего дня (т.е. не менее 80% рабочего времени) на работах по непосредственному  оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации относится к компетенции работодателя, в справках, уточняющих характер работы, необходимо наличие основания ее выдачи, перечня документов, которые могут подтвердить указанную в справке информацию.

Частью 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 110 и 1618 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Вышеназванной нормой не предусмотрена возможность снижения возраста при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и осуществлявшим указанную деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, такая пенсия может быть назначена мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет (независимо от местности, в которой осуществлялась эта работа) и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет.

Данное правило применяется и к случаям, когда такая работа имела место до 1 января 2005 года (времени вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, который дополнил Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» статьей 28.1), поскольку и по действовавшему до 1 января 2002 года Закону №  340-I работники инженерно-технического состава, занятые на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, не имели права на снижение на 5 лет возраста, установленного для досрочного назначения пенсии, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Такое право в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» распространялось лишь на лиц, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда на основании статьи 12 Закона № 340-I.

С учетом изложенного, застрахованное лицо может реализовать право на досрочное установление страховой пенсии по старости одного вида со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет, т.е. по достижению возраста  55 лет, при условии  подтверждения необходимых требований для назначения пенсии:

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, по пункту 15 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ,

— либо досрочной страховой пенсии по старости за работу в местности, приравненной  к    районам Крайнего Севера, по пункту 6 части 1 статьи 32  Закона    № 400-ФЗ.