Об организации работы по подтверждению сведений о трудовом (страховом) стаже и заработке, содержащихся в представленных заявителем документах, оформленных иностранными государствами

 

 

Позиция ПФР о рассмотрении документов, оформленных иностранными государствами и представленными гражданами для назначения страховых пенсий с учетом мнения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации доведена до отделений ПФР письмом от 17.01.2017 № ЛЧ-25-26/360 «О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части подтверждения стажа и заработка» и применяется с момента издания указанного письма, т.е. с 17.01.2017. При этом рассмотрение заявлений об установлении пенсии, принятых территориальным органом ПФР и по которым не приняты соответствующие решения до уточнения правоприменительной практики, осуществляется в порядке, применяемом до ее уточнения.Согласно соглашениям от 13.03.1992; от 10.02.1995, от 16.05.1997, от 29.06.1999 пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания.В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с нормами федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ (статья 30), от 28.12.2013
№ 400-ФЗ и от 15.12.2001 № 166-ФЗ, а также подзаконных нормативных правовых актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил № 1015 в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств — участников соглашений.В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок, могут приниматься: справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованием законодательства государства — участника соглашения; документы, содержащиеся в пенсионных (выплатных) делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников соглашений.Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) Сторон принимают меры к установлению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размера.Учитывая изложенное, при новом установлении пенсий в рамках соглашений с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо во всех случаях осуществлять подтверждение трудового (страхового) стажа и заработка, приобретенных на территории государств-участников соглашений, путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии с соблюдением сроков, установленных пенсионным законодательством Российской Федерации, следует выносить на основании документов о трудовом (страховом) стаже и заработке, поступивших от указанных органов, при их надлежащем подтверждении. При подтверждении сведений, содержащихся в справках о заработке, представленных в целях установления пенсии следует учитывать следующее.1. В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001
№ 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 расчетный размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.При этом применяется порядок исчисления заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий действовавшим до 01.01.2002 Законом № 340-1.Так, статьей 100 Закона № 340-1 определено, что в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 названного Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.Таким образом, начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является основным критерием учета видов выплат (дохода) в составе заработка, из которого определяется размер пенсии.Отмечаем также, что в соответствии с Разъяснением от 18.08.2000 № 8 «О порядке оформления документов о среднемесячном заработке в целях осуществления пенсионного обеспечения с учетом сумм, выплаченных по временной нетрудоспособности, а также основным и дополнительным отпускам», утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.08.2000 № 59, суммы, выплачиваемые по временной нетрудоспособности, а также основным и дополнительным отпускам, указываются в том месяце, на который приходятся соответствующие периоды временной нетрудоспособности, а также основных и дополнительных отпусков.На практике указанный порядок отражения сумм, выплачиваемых по временной нетрудоспособности, а также основным и дополнительным отпускам, в справках о заработке, представленной для установления пенсии, применяется в том случае, если отсутствие соответствующей разбивки сумм заработка влияет на размер пенсии, в частности, когда выплаты указанных сумм приходятся на начало либо на конец периода, выбранного для исчисления среднемесячного заработка.Согласно пункту 70 Перечня № 958н обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ, с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31.12.2014, подтверждаются в порядке, установленном указанным Федеральным законом. В этой связи применяется пункт 26 Перечня № 16/19па, в соответствии с которым в качестве документов, подтверждающих среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, принимаются справки, выданные работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях для исчисления пенсии принимаются, в частности, копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.2. В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.При этом порядок рассмотрения заявлений об установлении пенсии и документов, представленных для ее установления, порядок установления пенсии и правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, установлены Правилами № 884н.3. В соответствии с положениями пункта 22 Правил № 884н территориальный орган ПФР при приеме заявления об установлении страховой пенсии, в частности:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;

принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

возвращает заявителю подлинники представленных им документов.4. Справки о заработке, представленные заявителем, проверяются на обоснованность их выдачи и достоверность сведений, содержащихся в них, в соответствии с разделом VI Правил № 884н.Справки о заработке должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты организации (адрес, контактная информация, и др.), дату выдачи и номер документа, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому выдается документ, место работы, основание его выдачи с указанием наименований конкретных документов, должны быть заверены подписью должностного лица и печатью организации. При этом в справках о заработке не допускаются исправления, написание даты и номера разными чернилами.

Под обоснованностью выдачи документов о заработке застрахованного лица понимается правомерность выдачи названных документов.

Под достоверностью сведений, содержащихся в документах о заработке застрахованного лица, понимается точное соответствие содержащихся в них сведений, сведениям, содержащимся в документах первичного бухгалтерского учета, которые находятся в распоряжении организации, выдавшей справку о заработке, архивную справку, архивную выписку, копии лицевых счетов.Основанием для проведения проверки документов (сведений), необходимых для установления пенсии, является решение территориального органа ПФР о проведении проверки (пункт 64 Правил № 884н).Проверка сведений, содержащихся в справке о заработке, в том числе обоснованность ее выдачи, осуществляется путем направления соответствующих запросов территориальным органом ПФР в компетентный орган государства — участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил № 884н).

При работе с документами обращается внимание:

на суммы заработка и их соответствие размеру средней заработной платы в СССР (Российской Федерации) за соответствующий период;

на правильность оформления документа; наличие сопроводительного письма архивной организации, направившей копии лицевых счетов.

Действия территориального органа ПФР при проведении проверок справок о заработке и принятии решений по принятым заявлениям об установлении пенсии с учетом проведения соответствующих проверок оформляются в соответствии Правилами ведения пенсионной документации, утвержденными приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 616н, путем вынесения:

решения о проведении проверки документов (сведений), необходимых для установления (выплаты) пенсии;

решения о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии (при необходимости);

решения о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии (при необходимости);

решения о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую);

распоряжения о перерасчете размера пенсии;

решения об отказе в установлении (выплате) пенсии.

Если по истечении срока, на который приостановлен срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в связи с проведением проверки, проверка не завершена, срок рассмотрения заявления об установлении пенсии восстанавливается. Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в ее установлении принимаются на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР исходя из того, что сведения, содержащиеся в справке о заработке, не подтверждены.

Если после вынесения решения о назначении пенсии (отказе в ее назначении) в территориальный орган ПФР поступают результаты проверки, подтверждающие достоверность сведений и обоснованность выдачи справки о заработке, данный факт рассматривается как ошибка, допущенная территориальным органом ПФР, в связи с вышеназванными обстоятельствами. Такая ошибка подлежит устранению в порядке, определенном частью 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ.5. Документы, полученные непосредственно от архивных организаций, страхователей и компетентных органов в ответ на запрос территориального органа ПФР, считаются подтвержденными.