О сроках назначения пенсии гражданам, прибывшим на место жительства на территорию России из названных государств

 

а) Обстоятельства, влияющие на определение срока назначения  пенсии впервые.

При определении срока, с которого назначается пенсия, необходимо учитывать, что право на пенсию возникает со дня, на который все необходимые условия для назначения пенсии и юридические факты (в частности, дата выдачи вида на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства); регистрация по месту жительства для гражданина Российской Федерации; дата приобретения гражданства Российской Федерации, сведения о не назначении пенсии на территории государства прежнего проживания) подтверждены.

Сроки назначения страховой пенсии рассматриваемой категории граждан определяются в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, сроки назначения пенсии по государственному пенсионному обеспечению — в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

(письмо Департамента в адрес Отделения ПФР по Красноярскому краю от 16.12.2015 № 25-24/18231)

б) Обстоятельства, влияющие на определение срока назначения пенсии переселившимся пенсионерам.

По нормам Соглашения от 13.03.1992 с учетом пункта 1 письма Минсоцзащиты России № 1-369-18 пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы. Аналогичные нормы по срокам назначения содержатся в международных соглашениях от 16.05.1997, от 10.02.1995, от 29.06.1999[1].

Следует отметить, что Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № КАС10-137 оставлено без изменения Решение Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № ГКПИ09-1662, которым было отказано в удовлетворении заявления гражданки о признании недействующим абзаца шестого пункта 1 письма № 1-369-18. Верховный Суд признал необоснованными доводы заявительницы о несоответствии оспариваемого положения абзаца шестого пункта 1 письма Конституции Российской Федерации и Гражданскому кодексу Российской Федерации, поскольку оспариваемое положение лишь разъясняет порядок пенсионного обеспечения, установленный международным Соглашением от 13.03.1992 и законами Российской Федерации, не изменяя правового положения иностранных граждан, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное жительство. Исходя из содержания положений международного Соглашения от 13.03.1992 и норм федеральных законов, суд пришел к выводу о том, что пенсионер признается переселившимся из государства — участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство. С этого времени у него возникает право на пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, что является основанием прекращения выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства. Таким образом, оспариваемый заявительницей абзац шестой пункта 1 письма Минсоцзащиты № 1-369-18, применяющийся в настоящее время в контексте действующего законодательства Российской Федерации, предусматривающего пенсионное обеспечение иностранных граждан при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации, подтверждаемого видом на жительство, не противоречит действующему законодательству.

Учитывая изложенное, применительно к назначению пенсии рассматриваемой категории граждан это означает, что при наличии у иностранного гражданина (лица без гражданства) вида на жительство подтверждается одно из условий, дающее право на пенсионное обеспечение. При подтверждении перечисленных условий и наличия права на пенсию того же вида на территории Российской Федерации, пенсия назначается со сроков, определенных абзацем шестым пункта 1 письма Минсоцзащиты № 1-369-18, — с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке.

Дополнительно сообщаем, что отсутствие в виде на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства) отметки о регистрации по месту жительства не лишает их права на пенсионное обеспечение на территории России наравне с гражданами Российской Федерации. В этом случае пенсия назначается со сроков, установленных федеральными законами от 28.12.2013 № 400-ФЗ и от 15.12.2001 № 166-ФЗ, без применения абзаца шестого пункта 1 письма Минсоцзащиты № 1-369-18.

В случаях длительного необращения за назначением пенсии указанной категории граждан, когда между датой регистрации по месту жительства и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством Российской Федерации.

В тех случаях, когда гражданин, переселившийся на территорию Российской Федерации из государств – участников Соглашения является гражданином Российской Федерации, не имеет постоянного места жительства, подтвержденного соответствующей регистрацией, вопрос о сроке назначения  пенсии решается в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

[1] См. журнал «Пенсия» № 6, июнь 2014 года