О реализации международных соглашений с бывшими республиками СССР в части назначения досрочно страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации

 

Основанные на территориальном принципе соглашения от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997 и от 29.06.1999, согласно которым пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с законодательством и за счет средств государства их постоянного проживания (места жительства), предусматривают положение о том, что для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР, за время до вступления в силу этих соглашений.

За период времени, прошедший с момента вступления в силу названных соглашений, законодательство в области пенсионного обеспечения в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения.

Так, например, Республикой Молдова, Литовской Республикой, Республикой Казахстан, Грузией был отменен институт досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, и пенсии в этих государствах назначаются по достижении соответствующего пенсионного возраста на общих основаниях. При этом возраст, дающий право на пенсию, был повышен.

Что касается Российской Федерации, то с 01.01.2013 досрочная трудовая пенсия по старости (с 01.01.2015 – страховая пенсия по старости) назначается при условии уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам работодателями – страхователями, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 – в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

С 01.01.2014 пенсионным законодательством Российской Федерации введено дополнительное условие, при соблюдении которого лица имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, – наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»[1].

Юридическим фактом для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в Российской Федерации является соблюдение одновременно следующих условий: работа необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями – страхователями страховых взносов по дополнительным тарифам; наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам СОУТ; достижение соответствующего пенсионного возраста; наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Данный вопрос является общим для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, работа с особыми условиями труда которых осуществлялась в соответствующих организациях этих государств, в том числе до момента отмены института досрочных пенсий в связи с работой с особыми условиями труда, либо до переселения на территорию Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при рассмотрении новых заявлений о назначении пенсии в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации рассматриваемой категории граждан, осуществлявших работу в государствах-участниках соглашений по определенной специальности, в определенной профессии (должности) или в определенных условиях труда и организациях, аналогичные периоды работы, приобретенные по законодательству государств, в которых институт досрочных пенсий, в том числе в связи с работой с особыми условиями труда, был отменен, учитываются как страховой стаж на общих основаниях, начиная с даты отмены института досрочных пенсий в этих государствах.

Что касается определения права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации в связи с работой граждан в государствах-участниках соглашений, в которых продолжает в настоящее время действовать институт досрочных пенсий, то периоды такой работы в этихгосударствах могут быть учтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со статьями 30 — 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий, при которых определяется право на досрочную пенсию по старости, и при обязательном подтверждении компетентными органами государств-участников соглашений, что соответствующие периоды учитываются (учитывались) ими при назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с законодательством этих государств.

В том случае, если условия назначения досрочных пенсий по старости в государствах-участниках соглашений отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (например, не уплачиваются страховые взносы по дополнительным тарифам, не совпадают списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии), либо институт досрочных пенсий был отменен, то рассматриваемые периоды работы в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01.01.2013 либо до даты отмены института досрочных пенсий, и также при обязательном подтверждении компетентным органом государства-участника соглашения, что эти периоды работы учитываются (учитывались) при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с законодательством этого государства.

При этом следует отметить, что вышеуказанные международные соглашения содержат положение о том, что в случае если законодательством государства по новому месту жительства не предусмотрено назначение пенсии по данному основанию, выплата назначенной пенсии пенсионерам продолжается по прежнему месту жительства пенсионера до возникновения права на пенсионное обеспечение по законодательству государства переселения.

Учитывая изложенное, если право на досрочное назначение страховой пенсии по старости пенсионеру, переселившемуся на место жительства на территорию Российской Федерации из государства-участника соглашения, не определяется, территориальный орган ПФР выдает гражданину справку об отсутствии права на назначение досрочной пенсии для дальнейшего ее представления гражданином в компетентный орган государства по прежнему месту жительства с целью продолжения выплаты пенсии до возникновения права на пенсию того же вида по законодательству России.

[1] Далее — СОУТ