Каким образом следует исчислять размер пенсии гражданке Российской Федерации, переселившейся с территории Республики Армения на территорию Российской Федерации, при наличии у нее стажа работы на территориях: Грузинской ССР в период 1976-1985 годов и Армении (Армянской ССР) в период 1986-1995 годов? 

 

Возможно ли исчислить размер пенсии исходя из среднемесячного заработка за период работы на территории Грузинской ССР в период  1980-1985 годов?

Пенсионное обеспечение граждан переселившихся из государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) регулируется нормами Соглашения от 13.03.1992, подписанным данными государствами, в том числе Российской Федерацией и Республикой Армения.

Согласно пункту 3 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 исчисление   пенсии гражданам государств — участников указанного Соглашения производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В связи с наличием у гражданки стажа, приобретенного на территории Грузинской ССР, установление ее пенсии следует осуществлять также с учетом норм Соглашения от 16.05.1997.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Соглашения от 16.05.1997 для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Для граждан государства одной Стороны, которые, переселившись на территорию государства другой Стороны, не работали или не имеют минимального стажа работы, требуемого для исчисления заработной платы при назначении пенсии в соответствии с законодательством государства Стороны, куда они переселились, размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, осуществляющего аналогичную деятельность до дня назначения пенсии государством той Стороны, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в указанном порядке размер пенсии исчисляется исходя из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Кроме того, согласно сложившейся правоприменительной практике оценку пенсионных прав возможно осуществлять исходя из среднемесячного заработка в период работы на территории СССР до 31.12.1991 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что в поименованных международных договорах, основанных на территориальном принципе, содержатся конкурирующие нормы в отношении учета среднемесячного заработка при назначении пенсии (т.е. различные специальные порядки определения среднемесячного заработка для исчисления размера пенсии) по выбору застрахованного лица может быть применен наиболее выгодный варианта пенсионного обеспечения.