15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей

Всемирный день защиты прав потребителей вошел в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель»  и выделил четыре основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть выслушанным.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International) добавила еще четыре права: право на удовлетворение основных нужд, право на возмещение, право на потребительское образование и право на здоровую окружающую среду. Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных прав потребителей:

  • Право на удовлетворение основных нужд
  • Право на безопасность
  • Право на информацию
  • Право на выбор
  • Право на выражение интересов потребителей
  • Право на возмещение
  • Право на потребительское просвещение
  • Право на здоровую окружающую среду.

 

Начиная с 1983 года ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей и утверждается девиз, в котором определяются направления деятельности по проведению указанного дня.

В 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган «Consumer Rights in the Digital Age» — «Потребительские права в цифровую эпоху».

В связи с проведением Всемирного дня прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия разработан и утвержден республиканский План действий по подготовке Всемирного дня защиты прав потребителей. Мероприятия по проведению Всемирного дня прав потребителей по Республике Бурятия, предусматривают традиционные формы работы, которые связаны с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям и предпринимателям.

История возникновения

Всемирного дня защиты прав потребителей.

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения. Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Джона Кеннеди 15 марта 1962 года в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил 4 основных права потребителей: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть выслушанным.

Всемирная организация союзов потребителей Consumer International (СI) добавила ещё 4 права: право на удовлетворение основных нужд, право на возмещение, право на потребительское образование и право на здоровую окружающую среду.

Таким образом, Всемирная организация союзов потребителей, под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает восемь основных прав потребителей:

  • Право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание);
  • Право на безопасность (на защиту от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
  • Право на информацию (на защиту в случае мошеннически ложной или вводящей в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах либо иной практики и на обобщение фактов, необходимый для совершенствования обоснованного выбора);
  • Право на выбор (на возможность доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
  • Право на выражение интересов потребителей (быть выслушанным, отстаивать свои интересы, побуждать правительственные и другие осуществляющие государственную политику органы принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
  • Право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
  • Право на потребительское просвещение (на приобретение знаний и навыков, позволяющих потребителю постоянно, в течение всей жизни повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействия на сферы производства и реализации товаров и услуг);
  • Право на здоровую окружающую среду.

Всемирная организация союза потребителей – независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 году. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей, из 72 стран:

— защищает интересы потребителей всего мира;

— способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом;

— представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН¸ ряде других международных организаций экономической и социальной направленности;

— оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 года. Спустя 2 года – 9 апреля 1985 года – Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной Ассамблеи ООН).

С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие указанной резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.

В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые отмечался во всех регионах в 1994 году. Ежегодно, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, утверждается девиз, в котором определяются направления деятельности по проведению указанного дня.

В 2017 году CI призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган «Consumer Rights in the Digital Age» — «Потребительские права в цифровую эпоху».

В связи с проведением Всемирного дня прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Республике Бурятия разработан и утвержден республиканский План действий по подготовке Всемирного дня защиты прав потребителей. Мероприятия по проведению Всемирного дня прав потребителей по Республике Бурятия, предусматривают традиционные формы работы, которые связаны с информированием и консультированием граждан, разъяснением актуальных аспектов законодательства о защите прав потребителей, оказанием практической помощи потребителям и предпринимателям.