Рубрика: "Вопрос-ответ"

Вопрос. О порядке включения в страховой (трудовой) стаж периодов работы, имевших место на территории Республики Беларусь, при назначении российской пенсии в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Договора с Белоруссией.

Согласно пункту 2 статьи 23 Договора с Белоруссией гражданам Договаривающихся Сторон по желанию и на основании заявлений может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

В этом случае назначение российской пенсии осуществляется без применения норм Договора, исключительно в соответствии с положениями Закона № 173-ФЗ.

Таким образом, при определении права на пенсию учитывается страховой стаж, приобретенный на территории Российской Федерации или за ее пределами при условии уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»[1].

Тем самым правовых оснований для включения в страховой стаж для определения права на пенсию в соответствии с Законом № 173-ФЗ периодов работы на территории Республики Беларусь без уплаты страховых взносов в ПФР не имеется.

Исчисление размера пенсии осуществляется с учетом статьи 30 Закона  № 173-ФЗ, в соответствии с которой производится конвертация пенсионных прав, приобретенных гражданином до 01.01.2002, в денежное выражение. При этом в общий трудовой стаж включаются периоды работы за границей до 01.01.2002.

Учитывая, что в отношении трудовых пенсий действует Договор с Белоруссией, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992[2] применено быть не может, так как в силу пункта 3 статьи 30 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969, если все участники предыдущего договора являются также участниками последующего договора, но действие предыдущего договора не прекращено или не приостановлено, то

 

 

 

 

предыдущий договор применяется только в той мере, в какой его положения совместимы с положениями последующего договора.

Кроме того, пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения СНГ осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соответственно российское пенсионное законодательство в рамках Соглашения СНГ может быть применено к правомочным лицам только в период проживания на территории Российской Федерации, иное означает нарушения и буквы, и духа этого Соглашения, основанного на территориальном принципе.

Также следует отметить, что положения Соглашения СНГ применимы к правоотношениям, не урегулированным Договором, в частности к вопросу государственного пенсионного обеспечения в соответствии с Законом № 166-ФЗ.

 

 

УПФР в Селенгинском районе

 



[1] Далее – Закон № 167-ФЗ.

[2] Далее – Соглашение СНГ.