Рубрика: "Вопрос-ответ"

Вопрос. В территориальный орган ПФР за назначением пенсии по случаю потери кормильца обратилась мать военнослужащего – гражданина Республики Казахстан, погибшего в период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Имеет ли она право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ?

 В соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001               № 166-ФЗ право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению предоставлено при соблюдении условий, предусмотренных указанным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

При этом пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001                № 166-ФЗ предусмотрен приоритет норм международных договоров Российской Федерации, если ими установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Законом.

Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств — участников Содружества Независимых Государств, членами которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан, урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Его положения распространяются на все виды пенсионного обеспечения, которые установлены или будут установлены законодательством этих государств.

При этом указанное Соглашение не распространяется на военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и предусматривает в отношении пенсионного обеспечения этих лиц и членов их семей заключение специального соглашения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих урегулировано Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, положения которого распространяются на военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин), и членов их семей.

Обращаем внимание, что и Соглашение от 13.03.1992, и Соглашение от 15.05.1992 основаны на территориальном принципе. Так, в соответствии с Соглашением от 13.03.1992 пенсионное обеспечение граждан государств — участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Тем самым для целей пенсионного обеспечения это Соглашение содержит отсылочную норму к законодательству государства постоянного проживания соответствующих лиц. В связи с этим при рассмотрении содержащегося в обращении вопроса следует руководствоваться нормами Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и членам их семей устанавливаются в соответствии с нормами статей 8 и 15 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ в целях реализации норм указанного Закона к военнослужащим относятся граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе Российской Федерации и органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и в Железнодорожных войсках Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Исходя из приведенного понятия, нормы Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ не распространяются на военнослужащих, проходивших военную службу в Вооруженных Силах другого государства.

Данный подход также вытекает из самой природы и целевого назначения пенсии за погибшего военнослужащего. В этом случае государство обеспечивает правомочных лиц пенсией в связи с событием, произошедшим в ходе выполнения гражданами конституционного долга перед Российской Федерацией и ответственность за которое государство принимает на себя.

Отметим, что при соблюдении условий, установленных законодательством, может быть рассмотрен вопрос о назначении указанным родителям трудовой пенсии в соответствии нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ с учетом норм Соглашения от 13.03.1992.

 

УПФР в Селенгинском районе