Управление Росреестра по Республике Бурятия провело круглый стол с представителями «Гильдии риэлторов Бурятии»

Сокращение сроков гос. регистрации, новые возможности граждан защиты своей недвижимости, удостоверение о регистрации прав в электронном виде – эти и другие вопросы обсудили сотрудники Управления и риэлторы.

Глобальные изменения в сфере регистрации прав привнес Федеральный закон №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости», который вступил в силу с 1 октября 2013 года.

Законом сокращен общий срок регистрации прав и постановки на кадастровый учет с 20 до 18 дней. Алексей Загинаев, зам. руководителя Управления Росреестра, сообщил, что Управление и дальше планирует сокращать эти сроки.

«Заявители теперь могут не представлять документ об уплате госпошлины, — рассказывает Эржена Батуева, начальник отдела контроля и координации деятельности Управления Росреестра по РБ. – Также собственники получили возможность заявить о невозможности проведения регистрационных действий со своим недвижимым имуществом без личного участия. Теперь каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление в Росреестр о том, что сделки с его имуществом могут производиться только при его личном участии либо его законного представителя. Данная новация должна снизить число мошеннических операций с недвижимостью, заключаемых посредниками».

Еще одно нововведение должно повысить гарантии безопасности для участников сделок с недвижимостью за счет снижения числа оспариваемых впоследствии сделок. Предшествующий правообладатель недвижимости получил возможность заявить возражения в отношении зарегистрированного права на объект.

Эржена Батуева отметила, что граждане путают эти две возможности: хотят, чтобы сделки проводились только при их личном участии, и чтобы выписка из ЕГРП содержала запись об этом, хотя запись в выписке предусмотрена только во втором случае.

«Что касается регистрации прав на дом, то документом-основанием здесь будет документ на землю. Кадастровый паспорт можно не представлять. Мы сами его запрашиваем» — говорит Эржена Батуева.

При этом правообладатель имеет выбор: получить в бумажном варианте свидетельство о регистрации прав, либо выписку из ЕГРП в электронном виде, которую можно хранить на съемном носителе. У риэлторов возник вопрос, насколько легитимен электронный вид и будет ли выписка из ЕГРП служить правоустанавливающим документом? «Выписка из ЕГРП, как и свидетельство о регистрации прав,  будет являться правоудостоверяющим документом, — отвечает Эржена Батуева. – В электронном виде она скрепляется электронной подписью регистратора, которую нельзя подделать. Плюс существует закон об электронной подписи, так что выписка в электронном виде абсолютно легитимна. Просто наше общество еще не привыкло к этому».

Ольга Андреева, начальник организационно-контрольного отдела Управления Росреестра по РБ, рассказывая о взаимодействии Управления с другими органами власти, посетовала на то, что не все органы местного самоуправления своевременно направляют информацию об изменениях в адресах, категории земель и т.д. В то время как они должны это делать в течение пяти дней с момента принятия решения. За нарушение порядка информационного взаимодействия предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа от 3 до 5 тыс. руб.

«Главы поселений объясняют это отсутствием соответствующего программного обеспечения и финансирования, однако и граждане не должны страдать, — отметил Алексей Загинаев, зам. руководителя Управления Росреестра по РБ. – Ведь из-за отсутствия актуальных сведений граждане вынуждены обращаться в Управление с заявлением о внесении изменений, и оплачивать эту гос. услугу из своего кошелька».

В декабре прошлого года завершено тестирование нового сервиса «Р-сведения», с помощью которого органы гос. власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления предоставляют Росреестру 9 типов информации в рамках межведомственного взаимодействия. Благодаря такому формату работы сокращаются сроки предоставления гос. услуг. Было обращено внимание на то, что органы власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг не имеют права требовать предоставления заявителями документов, которые находятся в распоряжении иных органов власти. Такие документы должны быть получены органами власти самостоятельно.

Также Ольга Андреева рассказала риэлторам о возможностях портала Росреестра www.rosreestr.ru, в частности, о предоставлении государственных услуг Росреестра в  электронном виде.

Рита Балданова, начальник отдела приема-выдачи документов Управления Росреестра по РБ, обратилась к риэлторам с просьбой качественнее готовить пакеты документов на регистрацию. Так как неправильно сформированный пакет документов тормозит государственную процедуру, что вызывает раздражение заявителей, которое они направляют в адрес Управления. В то время как риэлторы берут немалые деньги за предоставление своих услуг. Тем не менее, справедливым будет отметить, что качество документов у представителей сообщества выше, чем у других агентов по недвижимости.

Управление отметило: «Коллеги, всем известно, что Росреестр сейчас переориентируется. Мы постепенно уходим с приема. Идет сокращение госслужащих. Прием будет передан МФЦ. Согласно плану развития «дорожная карта Росреестра» к 2018 году доля МФЦ по приему заявителей должна составлять 90%».

 

Однако, выход из такой ситуации, отметили в ведомстве, есть. В настоящее время Кадастровая палата предоставляет услугу «выездной прием документов». Стоимость услуги для физических лиц составляет 1 тыс. рублей, для юр. лиц – 1, 5 тыс. руб. Сумма, как согласился президент Гильдии риэлторов Бурятии Баир Орбодиев, небольшая: «Таким образом, проблему можно решить».