Можно ли определить расчетный размер трудовой пенсии с использованием заработка, представленного в иностранной валюте?

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 17.12.2001) органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, производится оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого впоследствии исчисляется пенсия.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

При этом согласно пункту 9 указанной статьи применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа (в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002.

Таким образом, законодатель предоставил застрахованному лицу возможность выбора наиболее выгодного для него варианта представления среднемесячного заработка.

В соответствии со статьей 27  Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.

Статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.

В соответствии с пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.2002 за № 3488),  среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение  трудовой деятельности за период до  регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Следовательно, в справке о заработке суммы начисленной заработной платы должны представляться в рублях.

Статья 105Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон от 20.11.1990) предусматривала, что среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывался на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. При этом гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границу либо в международные организации, среднемесячный заработок, по их желанию, мог подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона от 20.11.1990, исходя из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.

Пенсионным  законодательством установлено, что оплата за работу за границей исключается из подсчета среднемесячного заработка застрахованных лиц.

Таким образом, в пенсионном законодательстве отсутствует норма, позволяющая исчислять размер пенсии из заработка, представленного в иностранной валюте, и определяющая механизм подсчета среднемесячного заработка, указанного  в денежных единицах других государств (в том числе в марках ГДР и ФРГ).

Кроме того, пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного совместным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.2002, регистрационный № 3488) установлено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Таким образом, Перечень прямо и исчерпывающим образом определяет документы, которые принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в целях подтверждения среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав застрахованных лиц. При этом подтверждение индивидуального характера заработка является обязательным.

Действующим пенсионным законодательством не предусмотрен какой-нибудь другой особый порядок установления среднемесячного заработка.

Отметим, что отсутствие данных о заработке не лишает работника права на пенсионное обеспечение.

Что касается непосредственно пенсионного обеспечения гражданки N, сообщаем следующее.

Трудовая пенсия по старости назначена гражданке N с 14.03.2004.

При установлении трудовой пенсии была проведена оценка ее пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 исходя из продолжительности общего трудового стажа 27 полных лет и среднемесячного заработка за период с 01.01.2000 по 31.12.2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 792 рубля 91 копейки.

По состоянию на 14.03.2004 заявительнице была установлена пенсия в размере 1150 рублей 77 копеек: 797 рублей 36 копеек – повышенная базовая часть трудовой пенсии по старости с учетом одного иждивенца + 353 рубля 41 копейка – страховая часть трудовой пенсии по старости.

С учетом проведенных индексаций размер трудовой пенсии гражданки N по состоянию на 01.03.2005 составил 1609 рублей 41 копейку: 1200 рублей — базовая часть трудовой пенсии по старости с учетом одного иждивенца + 409 рублей 41 копейка – страховая часть трудовой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона от 17.12.2001 с 01.07.2005 заявительнице была произведена корректировка размера ее страховой части трудовой пенсии на основании данных индивидуального (персонифи-цированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, ранее представленных страхователем в отношении сведений о сумме страховых взносов, уплаченных им в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии за 2004 год. В результате проведенной корректировки размер трудовой пенсии гражданки N уменьшился и составил 1601 рубль 50 копеек, так как страховая часть трудовой пенсии уменьшилась на 7 рублей 91 копейку.

С 01.08.2005 по результатам проведенной индексации размер трудовой пенсии заявительницы возрос до 1751 рубля 82 копеек: 1272 рубля базовая часть трудовой пенсии по старости с учетом одного иждивенца + 479 рублей 82 копейки – страховая часть трудовой пенсии по старости.

Отметим, что по сообщению Главного управления – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородскому району      гражданка N по вопросу пересмотра пенсионных прав в связи с представлением более высокого заработка не обращалась.

Таким образом, гражданке N установлена трудовая пенсия в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства и ее размер определен с учетом имеющегося у заявительницы продолжительности трудового стажа и представленного ею заработка за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета. При этом гражданка N вправе обратиться в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту жительства с заявлением о пересмотре ее пенсионных прав с одновременным представлением необходимых документов (статья 19 Закона от 17.12.2001). Отметим, что по просьбе заявителя органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вправе оказывать помощь в получении требуемых для пересмотра размера пенсии документов.