Богиня Белая Тара

В июле 2012 года при поддержке Президента Российской Федерации В. В. Путина в местности Талын Харгана Селенгинского района началось возведение Дворца Белой Тары. На сегодняшний день строительство идет полным ходом.

Белая Тара – одно из проявлений богини Тары, является божеством медитации в практиках долгой жизни.

Богиня Тара известна в двадцать одной форме. Из них наиболее важными считают Зелёную Тару (Харит Тара) и Белую Тару (Сита Тара).

Отличительным знаком Белой Тары является лотос в полном цвету. Белая Тара сидит в падмасане (поза лотоса) на лотосовом троне, одета в украшения Самбхогакаи, на голове – корона. Правая рука сложена у колена в варада-мудре (жест дарения блага). В левой руке, сложенной в джняна-мудре (жест проповедующего), она держит цветок лотоса. У Белой Тары семь глаз: во лбу – третий глаз (глаз мудрости), по центру ступней и ладоней также по глазу. Эти глаза позволяют ей видеть всех живых существ в каждой Локе (измерении бытия) с проницательной мудростью и состраданием. Практика и мантра Белой Тары способствует продлению жизни и преодолению угрожающих жизни помех. В одной такой практике она упоминается как Еше Хорло — Колесо Исполнения Желаний, и практикующий стремится идентифицировать себя с этим божеством и таким образом убирает все препятствия долгой жизни.

Земным и милостивым воплощением богини Белая Тара традиционно буддийское духовенство всегда считало великих самодержцев Российской империи, начиная с императрицы Елизаветы Петровны, дочери Великого Петра, в 1741 году признавшей буддизм на территории государства существующим, даровавшей буддистам большие свободы для дальнейшего распространения «ламаиской веры» по всему Забайкалью.

Екатерина II, сторонница идеи просвещенного абсолютизма, также была весьма благосклонна к буддийскому духовенству. В 1764 году она основала новый высокий государственный пост – пост Пандито Хамбо ламы, и даровала его шэрээтэ ламе первого бурятского дацана «Балдан Брэйбун» Дамба Даржа Заяеву.

Через 13 лет, 75-летний Хамбо лама в одухотворенной, красивейшей местности Талын Харгана закончил свой земной путь, уйдя в нирвану, чтобы вновь, как и обещал своим последователям, вернуться на бурятскую землю. Он пришел ровно через75 лет, в 1852 году, как сын оронгойской земли Даша Доржо Этигэлов, будущий XII Пандито Хамбо лама, чей феномен до сих пор вызывает восхищение у всех, кто с ним столкнулся.