О результатах проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов

В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» прокуратурой Российской Федерации проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) по вопросам, касающимся:

1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

При осуществлении возложенных функций Гусиноозерской межрайонной прокуратурой на постоянной основе изучаются проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований района, а также принятые муниципальные нормативные правовые акты на предмет их соответствия законодательству, содержания коррупционных факторов.

Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенные факторы определяет как положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

За 9 месяцев 2013 года межрайонной прокуратурой изучено около 300 муниципальных нормативных правовых актов, свыше 330 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В ходе проверки содержание коррупциогенных факторов выявлено в 13 нормативных правовых актах и 11 проектах нормативных правовых актов.

Типичными нарушениями федерального законодательства являются принятие нормативных правовых актов с превышением компетенции, наличие пробелов в правовом регулировании, а также установление необоснованно широких пределов усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил.

С целью устранения выявленных коррупциогенных факторов межрайонной прокуратурой главам местного самоуправления внесено 6 требований об отмене нормативных правовых актов, принесен 1 протест, направлено 14 информаций, в суд предъявлено 2 заявления.

Все требования и протест удовлетворены, судом производство по 1 делу прекращено ввиду добровольного исполнения требований прокурора, 1 заявление находится на рассмотрении. По результатам рассмотрения информаций 2 незаконных нормативных правовых акта отменено, 6 проектов не приняты, 3 проекта приняты с учетом замечаний прокурора, 3 информации находятся на рассмотрении.

Всего в результате прокурорского вмешательства коррупциогенные факторы исключены из 11 нормативных правовых актов и 9 проектов нормативных правовых актов.

К примеру, по требованиям прокурора об отмене нормативных правовых актов признаны утратившими силу решения Советов депутатов МО СП «Нижнеубукунское», МО СП «Бараты», МО СП «Загустайское», МО СП «Новоселенгинское», а также постановления администраций МО «Селенгинский район», МО ГП «Город Гусиноозерск» об утверждении Порядка признания безнадежной к взысканию и списания недоимки и задолженности по местным налогам, в том числе пени» в связи с содержанием в них коррупциогенного фактора, выразившегося в нарушении компетенции органов государственной власти при принятии правовых актов (подпункт «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г.).

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, а не органом местного самоуправления.

Проверкой проекта решения Совета депутатов МО СП «Загустайское» «Об установлении учетной нормы для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот» выявлено грубое нарушение прав детей-сирот.

В нарушение ч. 1, 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ пунктом 1 проекта учетная норма для детей-сирот в целях признания их нуждающимися в жилье установлена в размере до 11 кв.м., а норма предоставления площади жилого помещения – в размере от 17 до 24 кв.м.

Помимо того, что указанные в проекте нормы не отвечают требования конкретности и определенности, предлагаемая к утверждению учетная норма меньше чем для иных граждан, то есть ухудшает положение детей-сирот при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Выявленные нарушения имеют признаки коррупциогенного фактора, устанавливающего для правоприменителя возможность необоснованного применения исключений из общих правил для граждан по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) – «выборочное изменение объема прав» (подпункт «в» п. 3 Методики).

Проект принят Советом депутатов поселения после устранения выявленных нарушений.

В завершение изложенного отметим, что органы местного самоуправления являются властью на местах и должны действовать в едином правовом пространстве всего государства. Этому способствует эффективное взаимодействие органов прокуратуры и органов местного самоуправления во всех сферах деятельности, в том числе и нормотворческой.