Правда о химчистке

 

Прежде чем обратиться в химчистку, необходимо внимательно осмотреть сдаваемую вещь. На ней должен быть ярлык с символами по уходу за изделием – значок, разрешающий химическую чистку, а также говорящий, какую именно чистку позволительно применять (сухую или влажную) и какой препарат можно или нельзя использовать.

Если такой ярлык отсутствует, способ обработки необходимо согласовать с технологом, причем зафиксировать эту информацию необходимо письменно в приемной квитанции – договоре на оказание услуг по химчистке.

При отсутствии символов по уходу за изделием ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «без гарантий», «возможны повреждения», «за результаты чистки ответственности не несем». Если вещь будет испорчена, при наличии таких записей в квитанции, доказать вину учреждения будет сложно.

При приеме изделия в химчистку в договоре (квитанции) указываются наименование изделия, его цвет, волокнистый состав, комплектность, фурнитура, имеющиеся дефекты, неудаляемые при химической чистке, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя (аппретирование, дезодорация, антистатическая обработка и другие). Исполнитель определяет вид обработки в соответствии с символами по уходу на маркировочной ленте изделия, а в случае ее отсутствия – по согласованию с потребителем. При необходимости исполнитель обязан спороть фурнитуру, которая может быть повреждена в процессе чистки, пришить к изделию съемные детали. При получении изделия из химической чистки потребитель обязан проверить сохранность исходной формы, целостность, размеры, цвет, рисунок, рельефность. В квитанции обязательно должна быть указана фамилия, имя и отчество лица, сдающего вещь в чистку, его адрес, контактный телефон дата сдачи и дата завершения работ, подробное описание вещи с полным объемом ее повреждений, износ в процентном выражении к стоимости вещи. Правила бытового обслуживания населения РФ предусматривают, что в квитанции должна содержаться оценка вещи при приеме в чистку.

В случае неудачи. Если, забирая вещь из чистки, вы увидели, что она повреждена, не уносите ее домой, иначе сложно будет доказать, что виновата химчистка. Сразу же потребуйте от сотрудников предприятия, чтобы они сделали отметку на квитанции о повреждении вещи, а потом сформулируйте свои претензии в письменном виде. Таким же образом необходимо действовать и при нарекании по качеству чистки: к примеру, если осталось пятно. Претензию составляют в двух экземплярах. Один передается руководству организации, а на втором, остающемся у вас, ставится отметка о том, что такого-то числа такой-то сотрудник учреждения принят претензию. Статья 35 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность химчистки за порчу вещи в размере двукратной стоимости этой вещи, но при условии, что представитель химчистки в трехдневный срок с момента получения вашей претензии не заменит ее однородной вещью аналогичного качества.

Если решить вопрос в досудебном порядке не удается, потребитель вправе подать иск в суд по месту своего жительства, месту заключения договора или регистрации химчистки.

Помимо двукратной стоимости вещи в судебном иске клиент химчистки вправе потребовать также возмещения всех убытков, которые были причинены некачественно оказанной услугой. В это понятие включают стоимость самой чистки, расходы на помощь юристов, на экспертизу, если таковая производилась по инициативе потребителя. Помимо этого «потерпевший» вправе требовать компенсации морального вреда. Причем ее размер он определяет самостоятельно, а суд выносит решение исходя из объема физических и нравственных страданий. Если потребитель перенес нервный стресс, у него ухудшилось самочувствие, необходимо взять справку из поликлиники и приложить ее к исковому заявлению. Это поможет увеличить размер компенсации, взимаемой с химчистки.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в

Республике Бурятия», 41 51 45