Медицинская услуга

При оказании медицинских услуг многое зависит от компетентности врача, его квалификации, опыта работы, а также от индивидуальных особенностей пациента. Конечно, каждый может ошибиться, но ошибки врачей приводят порой к весьма печальным последствиям. Чтобы защитить свои права, пациенты должны помнить, что оказание платных медицинских услуг, как и многих других, регламентируются Законом «О защите прав потребителей». А значит, потребитель имеет право на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона). Помимо этого одно из главных и неотъемлемых прав пациента – право на полную и достоверную информацию об оказываемых услугах (ст.8 Закона).

При получении платных медицинских услуг с пациентом должны заключить договор. Необходимо, чтобы в нем содержалось подробное описание услуг и процедур (а не просто шаблонные фразы), а также другая важная информация. К примеру, если пациент оплачивает одноместную палату, этот факт должен быть зафиксирован.

Не стоит надеяться на медицинскую карту. В отличие от договоров карта не является документом не строгой отчетности, на ней нет подписи пациента, отсутствует нумерация страниц. Это значит, что ее можно дополнить «задним числом» или вообще поменять. Чтобы предупредить такую ситуацию, желательно просить на руки дубликаты карт, результаты анализов и прочих медицинских документов. Пациент имеет на это право согласно ст.31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (право на информацию о состоянии здоровья).

При возникновении проблем с медицинским учреждением первым делом нужно обратиться к руководству заведения с претензией на имя руководителя. Если же ответа на претензию не последует, можно обратиться в:

— органы управления здравоохранением муниципального образования или субъекта Российской Федерации;

— прокуратуру (если речь идет о вымогательстве денег или иных противозаконных действиях – использовании нелицензированных препаратов, проведении исследований на пациентах и т.п.);

— суд.

В гражданском деле перед пациентом несет ответственность само медицинское учреждение, поэтому иск нужно направлять именно против него. Согласно ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» «вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме». То есть пациенту должны вернуть деньги, уплаченные за работу или услугу, а также возместить прочие расходы (на долечивание, покупку лекарств). Если вы работаете, то можете претендовать на возвращение части зарплаты, которую потеряли в период нетрудоспособности. И не забудьте о ст. 15 «Возмещение морального вреда».

Отличить профессиональную некомпетентность от рокового стечения обстоятельств призвана судебно-медицинская экспертиза. Она проводится по постановлению правоохранительных органов, определению суда или по инициативе пациента (его родственников). Комиссия, состоящая из компетентных специалистов, дает заключение, на основании которого суд принимает решение о виновности врача.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии

в Республике Бурятия», 41 51 45