Об изменении правоприменительной практики при определении продолжительности специального стажа педагогических и медицинских работников

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста, предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Нормы подпунктов 19, 20 пункта 1 статьи 27 не являются самостоятельными, а действуют в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать списки и правила.

29 октября 2002 года постановлением Правительством РФ №781 утверждены Списки должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, которые применяются в настоящее время при назначении досрочной трудовой пенсии педагогическим и медицинским работникам.

Согласно конституционно-правовому смыслу, вытекающему из постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11.2008г. №868-О-О, возможно сохранение права на включение в стаж соответствующей деятельности времени работы в определенных должностях и учреждениях, за период, когда законодательством предусматривался их зачет в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию. В правоприменительной практике это означает, что в каждом конкретном случае периоды работы до 01.10.1993 в должностях и в учреждениях, предусмотренных Перечнем учреждений, организаций должностей, утв Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397, могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ при рассмотрении вопроса досрочного пенсионного обеспечения с учетом законодательства и нормативных правовых актов, действовавших на 31.12.2001.

При этом стаж на соответствующих видах работ после 01.10.1993 г. подлежит исчислению в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы досрочного пенсионного обеспечения медицинских и педагогических работников, и действовавшими последовательно во времени.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение могут быть применены законодательные и другие нормативно правовые Акты, действовавшие в момент выполнения работы и иной деятельности, которая дает право на досрочное назначение пенсии. А именно, при досрочном установлении пенсии педагогическим и медицинским работникам, могут быть применены поледовательно следующие нормативные правовые акты к периодам работы:

до 1 октября 1993 года Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17. 12.1959 г. №1397 (далее Перечень №1397);

с 1 октября 1993 года по 1 ноября 1999 года нормы Постановления Совета Министров СССР от 06.09.1991 г. №463 и 464 соответственно;

с 1 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года — нормы Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1067 и №1066 соответственно;

после 11 ноября 2002 года нормы Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781

Перечень №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года применяется не в обязательном порядке, а только в каждом конкретном случае, в интересах и по волеизъявлению гражданина.

Таким образом, при обращении застрахованного лица за установлением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 19 или 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы, дающей право на досрочную пенсию могут быть исчислены по трем вариантам:

период I- вариант II- авриант
к отдельному периоду (по волеизъявлению) к отдельному периоду (по волеизъявлению)
До 1 октября 1993г. Перечень 1397 Постановление 463,464 Правила 1067,1066
С 1 октября 1993 г. до 1 ноября 1999г. Постановление 463, 464 Правила 1067,1066
С 1 ноября 1999 г. по 11 ноября 2002 Списки и Правила 1067,1066 Списки и Правила 1067,1066
После 11 ноября 2002 Списки и Правила 781 Списки и Правила 781

При рассмотрении вопроса о применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года необходимо иметь ввиду следующее:

1. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее Перечень) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение). Порядок применения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 разъяснен в Инструктивном письме Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 №1-63-И.

2. Перечень состоит из двух разделов «Наименование учреждений, организаций» и «Наименование должностей». Граждане, работавшие в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем рассчитывали, на то, что периоды их работы будут засчитаны в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет без дополнительных условий. Таким образом, учитывая нормы постановления Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 №8-П, определения Конституционного Суда РФ от 20.11. 2008 №868-О-О, Перечень может быть применен в полном объеме. Перечень применяется в системной связи с разъяснением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №19 «О порядке применения перечня учреждений, организаций и должностей…». утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 17.05.1960 №662.

3. Положением предусмотрена работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в специальный стаж при соблюдении определенных условий, например, если гражданином выработано не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в должностях и учреждениях, предусмотренных Перечнем.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 утратило свое действие 1 октября 1993 года, поэтому оснований для распространения условий, предусмотренных указанным постановлением, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется. Таким образом, граждане, не выработавшие на дату отмены Постановления 1397 требуемой продолжительности стажа и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.

Изложенная позиция по существу согласуется с конституционно-правовым смыслом, выявленном в определениях Конституционного Суда Российской Федерации, например, в Определении от 20.11.2008 № 869-О-О, в Определении от 25.12.2008 № 1056-О-О, согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж.

С учетом складывающейся судебной практики по данному вопросу, аргументации Верховного Суда Российской Федерации, а также мнения Минздравсоцразвития Российской Федерации исключение составляют:

периоды работы в должности «пионервожатая».

Периоды работы в должности «пионервожатая», имевшие место до 1 октября 1993 года, могут быть засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с законодательством, действующим на день, установления пенсии.

применение льготного порядка исчисления стажа.

В случае, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности, а часть — в городе, месяц работы в сельской местности считать за 1,2 месяца, но пенсия назначается только при наличии специального стажа работы не менее 30 лет.

4. . Согласно пункту 4.1 «Исчисление стажа» Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.08.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I «Учителя и другие работники просвещения» и II «Врачи и другие медицинские работники» Перечня  1397. В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Поэтому, при применении Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 к периодам работы до 1 октября 1993 года возможно применение суммирования стажа работы педагогических и медицинских работников в целях определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.